Рабочая программа Литературное чтение на родном языке 1-4 класс

Абалакова Ольга
Валентиновна

Абалакова Ольга Валентиновна
1.2.643.3.131.1.1=120C363530333030373032303330,
1.2.643.100.3=120B3036333336393834333837, email=mku.dolinsk@mail.ru, c=RU,
st=Сахалинская область, l=Долинский район, село Взморье, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С. ВЗМОРЬЕ ДОЛИНСКОГО РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ
ОБЛАСТИ, givenName=Ольга Валентиновна, sn=Абалакова, cn=Абалакова Ольга
Валентиновна
2022.05.05 13:04:32 +11'00'





















Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности
уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить
свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Предметные результаты
Выпускник научится:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как
особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативноэстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской
литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для
познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной
самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской
литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с
нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию
автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;

2

 владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования:
умения
участвовать
в
обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или
прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные
произведения;
 самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
 воспринимать художественную
литературу как один из видов искусства,
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями
от других видов искусства;
 создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного)
произведения;
 пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
 писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
 создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и
пояснениями.
Достижение предметных результатов по годам обучения 1 класс
Обучающийся научится:
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных
текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
 читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
 создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию
прочитанного (прослушанного) произведения.
2 класс
Обучающийся научится:
 ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с
нравственными нормами;
 владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации
художественных и учебных текстов;

3

 применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
 обогащать собственный круг чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
 соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями
от других видов искусства;
 пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.
3 класс
Обучающийся научится:
 осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
 осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной
истории и культуры;
 давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и
анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого);
 пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
 воспринимать художественную
литературу как один из видов искусства,
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями
от других видов искусства;
 создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и
пояснениями.
4 класс
Обучающийся научится:
 осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания
себя, для культурной самоидентификации;
 определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного
текста;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных
произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
 самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
 воспринимать художественную
литературу
как
один
из
видов
4

искусства, соотносить

впечатления
свпечатлениями от других видов искусства;

от

прочитанных (прослушанных) произведений

 писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации илиотзыва;
 создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и
пояснениями.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы
по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух
текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение
орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и
жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст
как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в
культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера,
справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера:
доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные
традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских
традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя,
его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления
русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и
др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы, пополнение
словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ
текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚
принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
5

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список
произведений для внеклассного чтения. Использование соответствующих возрасту
словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков
русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие
национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о
детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского
народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках,
значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные
формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая
речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм;
рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной
речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста
на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных
адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин
русских художников.
1 класс
Мир детства (10 ч)
Я и книги (3 ч)
С. А. Баруздин. «Самое простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею (4 ч)
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». В. А. Осеева. «Почему?»
Л. Н. Толстой. «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю (3 ч)
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
Россия — родина моя (6 ч)
Что мы Родиной зовём (3 ч)
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). П. А. Синявский. «Рисунок».
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе (3 ч)И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» С. В. Востоков. «Два
яблока».

А. Н. Толстой. «Петушки».
6

2 класс
Мир детства (9 ч)
Я и книги (2 ч)
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). Т. А. Луговская.
«Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею (3 ч)
В. В. Бианки. «Сова».
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».
В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят камень».
Я и моя семья (2 ч)
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент). Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю (2 ч)
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». Е. В. Григорьева. «Мечта».
Россия — родина моя (8 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч)
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И.
Дале» (фрагмент).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года (3 ч)
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). В. А. Жуковский.
«Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».
О родной природе (2 ч)
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»
3 класс
Мир детства (10 ч)
Я и книги (2 ч)
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). В. П. Крапивин. Сказки
Севки Глущенко (глава «День рождения»).
Я взрослею (4 ч)
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
Я и моя семья (2 ч)
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (2 ч)
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). Л. К. Чуковская.
«Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
Россия — родина моя (7 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (2 ч)
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
От праздника к празднику (2 ч)
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). С. Чёрный. «Пасхальный визит»
(фрагмент).
О родной природе (3 ч)
7

В. Д. Берестов. «У реки». И. С. Никитин. «Лес».
И. П. Токмакова. «Туман».
4 класс
Мир детства (9 ч)
Я и книги (2 ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). С. Т.
Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею (2 ч)
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». И. С. Тургенев. «Голуби».
Я и моя семья (3 ч)
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый
«полет»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку»,
«Про чистоту»).
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (2 ч)
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
Россия — родина моя (8 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (2 ч)
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).
Что мы Родиной зовём (3 ч)
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент). А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны».
О родной природе (3 ч)
В. Д. Берестов. «Мороз». А. Н. Майков. «Гроза».
Н. М. Рубцов. «Во время грозы».

8

Тематическое планирование учебного предмета
№ п/п Наименование раздела
1 класс (16 ч)
1.
Мир детства
Я и книги
Я взрослею
Я фантазирую и мечтаю
2.
Россия — родина моя
Что мы Родиной зовём
О родной природе
2 класс (17 ч)
1.
Мир детства
Я и книги
Я взрослею
Я и моя семья
Я фантазирую и мечтаю
2.
Россия — родина моя
Родная страна во все времена сынами сильна
Народные праздники, связанные с временами года
О родной природе
3 класс (17 ч)
1.
Мир детства
Я и книги
Я взрослею
Я и моя семья
Я фантазирую и мечтаю
2.
Россия — родина моя
Родная страна во все времена сынами сильна
От праздника к празднику
О родной природе
4 класс (17 ч)
1.
Мир детства
Я и книги
Я взрослею
Я и моя семья
Я фантазирую и мечтаю
2.
Россия — родина моя
Родная страна во все времена сынами сильна
Что мы Родиной зовём
О родной природе

Кол-во часов
10
3
4
3
6
3
3
9
2
3
2
2
8
3
3
2
10
2
4
2
2
7
2
2
3
9
2
2
3
2
8
2
3
3

9

Критерии оценивания по учебному предмету
«Литературное чтение на родном языке (русском)»

«Литературное

чтение»,

Навык чтения (темп, способ, правильность, понимание)
1-й класс
В 1 классе используются словесные оценки: «читаешь хорошо»; «читаешь хорошо,
но есть ошибки»; «читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать».
Оценка «читаешь хорошо» - ученик читает целыми словами, слова из более чем трех
слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в
словах, не допускает ошибок, темп чтения - 25-30 слов и минуту. Оценка «читаешь
хорошо, но есть ошибки» - ученик читает целыми словами и слогами, отчетливо
произносит звуки и слова, но допускает 1-2 ошибки, темп чтения 20- 25 слов в минуту.
Оценка «читаешь пока медленно и с ошибками...» — ученик читает по слогам,
допускает более трех ошибок, темп чтения — 15-20 слов в минуту или ниже.
2-й класс
Отметка "5" ставится ученику, если он:

понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не
допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно,
плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами; темп чтения - не
менее 50 слов в минуту

читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;

верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую
знакам препинания в конце предложения;

умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать
содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть
текст стихотворения и читает его выразительно.
Отметка "4" ставится ученику, если он:

понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова
прочитывает целиком;

допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.)
при соблюдении интонации конца предложения;

правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает
речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью
учителя;

знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки,
легко исправляет их сам.
Отметка "3" ставится ученику, если он:

осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;

читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту
(1полугодие);

читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2
полугодие);

допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв,
слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;

пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и
исправляет их только с помощью учителя;

знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Отметка "2" ставится ученику в том случае, если он:

читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает
10

содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;

при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью
воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по
чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются в тех редких случаях, когда
ученик устойчиво испытывает большие трудности в усвоении программы начальных
классов).
3-й класс
Отметка "5" ставится ученику, если он:

понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова
сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):

читает целыми словами (2полугодие) со скоростью 60 и более слов в минуту
вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией;

читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;

самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает
содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;

понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и
выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания
природы;

твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Отметка "4" ставится ученику, если он:

читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные
слова - по слогам (1полугодие);

читает целыми словами со скоростью не меньше 55 слов в минуту,
интонационно правильно; допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и
логических ударений (2 полугодие); темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту;

допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста
на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;

правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;

знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает
незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Отметка "3" ставится ученику, если он:

читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);

переходит на чтение целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в
отдельных случаях переходит на слоговое чтение, допускает 3-5 ошибок - замена,
пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах; в ответах на
вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту
(2 полугодие).

последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль,
делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает
последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с
помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает
монотонно.
Отметка "2" ставится ученику, если он:

читает монотонно, по слогам (1полугодие);
 читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
 допускает более 6 ошибок;
 искажает содержание прочитанного, не можетвыделить
основную
мысль
прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
 при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
11

4-й класс
Отметка "5" ставится ученику, если он:

читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств
выразительности
(1 полугодие);

читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм
литературного произношения со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше
110 слов молча, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к
его содержанию (2 полугодие);

полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет
простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;

самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для
составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);

знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Отметка "4" ставится ученику, если он:

читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1
полугодие);

читает текст бегло целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту
вслух и больше 90 слов молча, использует логические ударения и паузы (2 полугодие);
делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз,
составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает
отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные
неточности.
Отметка "3" ставится ученику, если он:

читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1
полугодие);

читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту вслух и не
меньше 80 слов молча, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5
ошибок (2 полугодие);

передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного,
составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.

воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и
исправляет их только с помощью учителя.
Отметка "2" ставится ученику, если он:

читает целыми словами со скоростью не менее 35 слов в минуту, часто
переходит на слоговое чтение; делает не более семи ошибок; в ответах на вопросы по
тексту допускает 3-4 ошибки; темп чтения молча меньше 60 слов в минуту. Ученик не
выполняет требований, отвечающих отметке «3», допускает большое количество ошибок
на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное (1полугодие),

не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок (2 полугодие);
читает по слогам со скоростью менее 30 слов в минуту;

пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного,
допускает множество речевых ошибок;

не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить
главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
12


искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления
букв, слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более двух);

чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости
произношения слов при чтении вслух;

непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время
чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте
слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
 не более двух неправильных ударений;
 отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости
произношения слов при чтении вслух;
 осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
 неточности при формулировке основной мысли произведения;
 нецелесообразность использования средств выразительности,
недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом
художественного произведения
Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценить по
сумме верных ответов.
«5» - если все задания выполнены верно;
«4» - если выполнено не менее 70%; всех заданий;
«3» - если выполнено не менее 50% всех заданий;
«2» - если выполнено менее 1/2 всех заданий;
Устные ответы
Отметка «5» ставится, если ученик:

полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых
понятий;

обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,
применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику,
но и самостоятельно составленные;

излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик:

дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но
допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и
языковом оформлении излагаемого
Отметка «3» ставится, если ученик:

обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
13

излагаемого
Отметка «2» ставится, если ученик:

обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие
недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.
Чтение стихотворений наизусть
Отметка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Отметка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Отметка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение
текста.
Отметка "2" – нарушает последовательность при
чтении, не полностью
воспроизводит текст.
Выразительное чтение
Требования к выразительному чтению:
1.
Правильная постановка логического ударения
2.
Соблюдение пауз
3.
Правильный выбор темпа
4.
Соблюдение нужной интонации
5.
Безошибочное чтение
Отметка "5" - выполнены правильно все требования
Отметка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Отметка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Отметка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Отметка "5" - выполнены все требования;
Отметка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию;
Отметка "3" - допущены ошибки по двум требованиям;
Отметка "2" – допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ текста
Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно,
последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно
отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих
отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального
14

или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения
(полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется
на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.
Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание
героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и
оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи
предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может
проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть
проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для
проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При
выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6
знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки
понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про
себя" проводится фронтально или группами.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».