Абалакова Ольга Валентиновна Абалакова Ольга Валентиновна 1.2.643.3.131.1.1=120C363530333030373032303330, 1.2.643.100.3=120B3036333336393834333837, email=mku.dolinsk@mail.ru, c=RU, st=Сахалинская область, l=Долинский район, село Взморье, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С. ВЗМОРЬЕ ДОЛИНСКОГО РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ, givenName=Ольга Валентиновна, sn=Абалакова, cn=Абалакова Ольга Валентиновна 2022.05.05 12:46:49 +11'00' Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживанияим; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально - ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческойдеятельности; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). Предметные результаты: формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовнонравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира; знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому - либо виду) музыкально-творческой деятельности; умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям; умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Планируемые результаты В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хоровогои инструментального) воплощения различных художественных образов; исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различныхмузыкальных инструментов; оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. В результате изучения музыки выпускник начальной школы получит возможность научиться: реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность; музицировать; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов; адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческойдеятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). Содержание учебного предмета Курс представлен следующими содержательными линиями: Музыка в жизни человека Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одно-, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. 1 класс Музыка вокруг нас «И муза вечная со мной!». «Хоровод муз». «Повсюду музыка слышна». Музы водят хоровод. Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Композитор-исполнитель слушатель. Песни, танцы и марши - многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. «Душа музыки - мелодия». «Музыка осени». осенней природы в музыке. «Азбука, азбука каждому нужна». «Музыкальная азбука». «Сочини мелодию». «Музыкальные инструменты». «Садко». Из русского былинного сказа». «Звучащие картины». «Разыграй песню». «Пришло Рождество, начинается торжество». Музыка в праздновании Рождества Христова. «Родной обычай старины». «Добрый праздник среди зимы». Музыкальный театр: балет. «Наш оркестр». «Я артист» Примерный музыкальный материал Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Детский альбом. П. Чайковский. Октябрь («Осенняя песня»). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Колыбельная Волховы, песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Гусляр Садко. В. Кикта. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1-я часть «Орнамент»). В. Кикта. Звезда покатилась. В. Кикта, слова В.Татаринова. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк. Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Пастушеская песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л.Бетховен, слова К. Алемасовой. Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой. Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен. Осень, русская народная песня, и др. Азбука. А. Островский, слова З. Петровой. Алфавит. Р. Паулс, слова И. Резника. Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова. Семь подружек. В. Дроцевич, слова В. Сергеева. Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др. Дудочка, русская народная песня. Дудочка, белорусская народная песня. Пастушья, французская народная песня. Дударики-дудари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича. Весёлый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова. Зимняя сказка. Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира. Музыка и ты «Край, в котором ты живёшь». Музыка в жизни ребёнка. Образы родного края. «Поэт, художник, композитор». Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова-краски-звуки). «Музыка утра». «Музыка вечера». «Музыкальные портреты». «Разыграй сказку». «Музыкальная азбука». «У каждого свой музыкальный инструмент». «Наш оркестр». «Музы не молчали». Образы защитников Отечества в музыке. «Музыкальные инструменты». «Мамин праздник». Музыкальные поздравления. «Музыкальные инструменты». Лютня, клавесин, фортепиано, гитара. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). «Звучащие картины». «Музыка в цирке». «Дом, который звучит». Музыкальный театр. «Опера-сказка». «Ничего на свете лучше нету…». Музыка в кино. «Я артист». Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Твой музыкальный словарик. Примерный музыкальный материал Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова. Утро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина. Солнце, грузинская народная песня. Обраб. Д. Аракишвили. Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Наигрыш. А. Шнитке. Утро в лесу. В. Салманов. Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря. Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин. Вечер. Из «Детской музыки». С. Прокофьев. Вечер. В. Салманов. Вечерняя сказка. А. Хачатурян. Менуэт. Л. Моцарт. Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Баба-яга. Детская народная игра. У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. Х. Кырвите, пер. М. Ивенсен. Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин. Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня. Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова. Учил Суворов. А. Новиков,слова М. Левашова. Волынка. И.-С. Бах. Колыбельная. М. Кажлаев. Колыбельная. Г. Гладков. Золотые рыбки. Из балета «Конёк - Горбунок». Р. Щедрин. Кукушка. К. Дакен. Спасибо. И. Арсеев, слова З. Петровой. Праздник бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой. Выходной марш. Колыбельная (слова В. Лебедева-Кумача). Из кинофильма «Цирк». И.Дунаевский. Клоуны. Д. Кабалевский. Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, словаЕ. Манучаровой. 2 класс Россия — Родина моя «Мелодия-душа музыки». Музыкальный пейзаж. Образы Родины в музыке русских композиторов. «Гимн России». Государственные символы России (гимн, герб, флаг). Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). «Здравствуй, Родина моя!». «Моя Россия». Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. «Музыкальная грамота». Мелодия. Аккомпанемент. Примерный музыкальный материал Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова. Патриотическая песня. М. Глинка, слова А. Машистова. Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева. Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьёвой. День, полный событий «Музыкальные инструменты». Фортепиано, его выразительные возможности. Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. «Природа и музыка». «Прогулка». «Танцы, танцы, танцы…». «Эти разные марши». «Звучащие картины». Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. «Расскажи сказку». «Колыбельные». «Мама». Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов. Сходство и различия. «Музыкальная грамота». Тональность и тоника Примерный музыкальный материал Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. Детская музыка. Пьесы. С. Прокофьев. Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П.Синявского. Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса. Спят усталые игрушки. А. Островский, слова З. Петровой. Ай-я, жу- жу, латышская народная песня. Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева О России петь — что стремиться в храм «Великий колокольный звон». Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. «Звучащие картины». Музыкальный пейзаж. «Святые земли Русской». Князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. «С Рождеством Христовым!». Праздники Русской православной церкви. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике. «Музыкальная грамота». Интервал Примерный музыкальный материал Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. Народные песнопения о Сергии Радонежском.Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский. Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского. Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения. Рождественская песенка. Слова и музыка П. Синявского Гори, гори ясно, чтобы не погасло! «Русские народные инструменты». Фольклор-народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. «Плясовые наигрыши». Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. «Разыграй песню». Ритмическая партитура. «Музыка в народном стиле». «Сочини песенку». Обряды и праздники русского народа. «Проводы зимы» (Масленица). «Встреча весны». Традиции народного музицирования. Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. «Музыкальная грамота». Вариации Примерный музыкальный материал Светит месяц; Камаринская, плясовые наигрыши. Наигрыш. А. Шнитке. Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни. Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев. Камаринская. П. Чайковский. Прибаутки. В. Комраков, слова народные. Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасёва. Масленичные песенки; песенки-заклички; игры; хороводы В музыкальном театре «Сказка будет впереди». Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. «Детский музыкальный театр». Опера и балет. «Театр оперы и балета». Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. «Волшебная палочка». Симфонический оркестр. Роль дирижёра, режиссёра, художника в создании музыкального спектакля. Ролевая игра в дирижёра. «Опера «Руслан и Людмила». Элементы оперного и балетного спектаклей. «Какое чудное мгновенье!». Музыкальные темы — характеристики главных действующих лиц. «Увертюра. Финал». «Музыкальная грамота». Примерный музыкальный материал Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль. Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трём апельсинам». С. Прокофьев. Марш. Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Вити и Маши». Г. Гладков, словаВ. Лугового В концертном зале Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. «Симфоническая сказка». «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. «Картинки с выставки». Музыкальная живопись. «Музыкальные впечатления». «Звучит нестареющий Моцарт!». «Симфония № 40 В.А.Моцарта». «Увертюра». Опера «Свадьба Фигаро». Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. «Я артист». Примерный музыкальный материал Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев. Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песня о картинах. Г. Гладков, слова А. Кушнера Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… «Волшебный цветик-семицветик». Композитор-исполнитель-слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. «Музыкальные инструменты». Орган. «И всё это-Бах!». «Всё в движении». Выразительность и изобразительность музыки. «Попутная песня». Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. «Музыка учит людей понимать друг друга». «Два лада». «Легенда». Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия-рисунок, ладцвет). «Природа и музыка». «Печаль моя светла». «Первый». Международный конкурс исполнителей им. П. И. Чайковского в Москве. «Мир композитора». Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского. «Я артист». Исследовательский проект «Могут ли иссякнуть мелодии?». Примерный музыкальный материал Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Менуэт. Из Сюиты № 2. За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского. Токката (реминор) для органа. Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах. Весенняя. В.-А. Моцарт, слова Х.-А. Овербека, пер. Т. Сикорской. Колыбельная. Б. Флис, В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Песня жаворонка. П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский. Тройка; Весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Кавалерийская; Клоуны; Карусель (слова И. Рахилло). Д. Кабалевский. Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова. Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина. Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин, слова М. Пляцковского. Это очень интересно; Пони. С. Никитин, слова Ю. Мориц. До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П.Синявского. Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского. Большой хоровод. Б. Савельев, слова Л. Жигал- киной и А. Хайта 3 класс Россия-Родина моя «Мелодия-душа музыки». Песенность музыки русских композиторов. «Природа и музыка». Образы родной природы в романсах русских композиторов. «Звучащие картины». Лирические образы вокальной музыки. «Виват, Россия!». Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: канте, народной песне, кантате, опере. «Наша слава Русская держава». «Кантата «Александр Невский». «Опера «Иван Сусанин». Формакомпозиция, приёмы развития и особенности музыкального языка. «Музыкальная грамота». Примерный музыкальный материал Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский. Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого. Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Радуйся, Росско земле; Орле Российский, виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в. Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! русские народные песни. Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка День, полный событий «Утро». «Портрет в музыке». «В каждой интонации спрятан человек». «В детской». «Игры и игрушки». «На прогулке». «Вечер». Жизненно-музыкальные впечатления ребёнка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ). «Музыкальная грамота». Примерный музыкальный материал Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко. Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева. Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова. Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев. С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Музыка и слова М. Мусоргского. Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский О России петь - что стремиться в храм «Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся!». «Древнейшая песнь материнства». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!». Образы Богородицы, Девы Марии в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви. «Вербное воскресенье». «Вербочки». «Святые земли Русской». Крещение Руси (988 г.). Княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. «Музыкальная грамота». Примерный музыкальный материал Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. Тропарь иконе Богоматери Владимирской. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах. Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер. Вербочки. А. Гречанинов, стихи А.Блока. Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого Гори, гори ясно, чтобы не погасло! «Настрою гусли на старинный лад…». Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). «Певцы русской старины». Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцовмузыкантов (Лель). «Былина о Садко и Морском царе». «Лель, мой Лель…». Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. «Звучащие картины». «Прощание с Масленицей». «Я артист». Примерный музыкальный материал Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н. Римского-Корсакова. Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина). Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песни Садко; хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля; Проводы Масленицы; хор. Из пролога к опере «Снегурочка». Н.Римский-Корсаков. Веснянки, русские, украинские народные песни. В музыкальном театре «Опера «Руслан и Людмила»: «Я славил лирою преданья», «Фарлаф», «Увертюра». «Опера «Орфей и Эвридика». «Опера «Снегурочка»: «Волшебное дитя природы», «Полна чудес могучая природа...», «В заповедном лесу». Опера «Садко»: «Океан — море синее». «Балет «Спящая красавица»: «Две феи», «Сцена на балу». «В современных ритмах». Мюзикл-жанр лёгкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения. «Я артист». Примерный музыкальный материал Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк. Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Океан — море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина В концертном зале «Музыкальное состязание». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). «Музыкальные инструменты»: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. «Звучащие картины». Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двух-, трёхчастная, вариационная). «Сюита «Пер Гюнт»: «Странствия Пера Гюнта», «Севера песня родная». Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. «Героическая»: «Призыв к мужеству». «Скорбь о погибших», «Праздник мира». «Мир Бетховена». Музыкальная грамота Примерный музыкальный материал Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский. Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.Мелодия. П. Чайковский. Каприс № 24. Н. Паганини. Пер Гюнт. Сюита № 1 (фрагменты). Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ. Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен. Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрданс. К Элизе. Весело. Грустно. Л. Бетховен. Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. Волшебный смычок, норвежская народная песня. Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… «Острый ритм-джаза звуки». Джаз-искусство XX столетия. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. «Певцы родной природы»: П. Чайковский и Э. Григ. «Люблю я грусть твоих просторов». Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. «Мир Прокофьева». Ода как жанр литературного и музыкального творчества. «Прославим радость на земле». Исследовательский проект «Радость к солнцу нас зовёт». Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Примерный музыкальный материал Мелодия. П. Чайковский. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев. Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Снег идёт. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина. Слава солнцу, слава миру! Канон. В.А. Моцарт.Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт. Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен. Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского. Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова З. Александровой.Всюду музыка живёт. Я. Дубравин, слова В. Суслова. Музыканты, немецкая народная песня. Камертон, норвежская народная песня. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова. Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин 4 класс Россия-Родина моя «Мелодия-душа музыки». «Ты запой мне ту песню…». «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ). «Как сложили песню». Тайна рождения песни. «Звучащие картины». «Ты от куда, русская, зародилась, музыка?». Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного построения, манеры исполнения. «Я пойду по полю белому…». «На великий праздник собралася Русь!». Патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). «Музыкальная грамота». Примерный музыкальный материал Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов. Вокализ. С. Рахманинов. Песня о России. В. Локтев, слова О. Высотской. Родные места. Ю. Антонов, слова М. Пляцковского. Ты, река ль, моя реченька, русская народная песня. Колыбельная в обраб. А. Лядова. У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; А мы прососеяли, русские народные песни, обр. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова. Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка О России петь — что стремиться в храм «Святые земли Русской». Нравственные подвиги русских святых (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодийсоздатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви. «Праздников праздник, торжество из торжеств». «Родной обычай старины». «Светлый праздник». Церковные и народные традиции праздника Пасхи. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. «Музыкальная грамота». Примерный музыкальный материал Земле Русская, стихира. Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых. Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин. Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого. Тропарь праздника Пасхи. Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков. Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. Не шум шумит, русская народная песня. Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии № 1 для двух фортепиано. С. Рахманинов День, полный событий «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Один день с А. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). «Зимнее утро». «Зимний вечер». «Что за прелесть эти сказки!». «Три чуда». Многообразиежанров народной музыки. «Ярмарочное гулянье». «Святогорский монастырь». Колокольные звоны. «Приют, сияньем муз одетый…». Тригорское, музыкальнолитературные вечера: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина. «Образы героев А. Пушкина в кино». Примерный музыкальный материал В деревне. М. Мусоргский. Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Пастораль. ИзМузыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский. У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни. Зимняя дорога. В.Шебалин, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога. Ц. Кюи, стихи А. Пушкина. Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. РимскийКорсаков. Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». П.Чайковский. Вступление. Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова Гори, гори ясно, чтобы не погасло! «Композитор — имя ему народ». Народная песня-летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Художественные приёмы: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. «Музыкальные инструменты России»: балалайка, гармонь, баян и др. «Оркестр русских народных инструментов». «Музыкант-чародей». Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. «Народные праздники». Троица. «Наш оркестр». Икона «Троица» А. Рублёва. «Музыкальная грамота» Примерный музыкальный материал Ой ты, речка, реченька. Бульба, белорусская народная песня. Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико, грузинские народные песни. Аисты, узбекскаянародная песня. Колыбельная, английская народная песня. Колыбельная, неаполитанская народная песня. Санта Лючия, итальянская народная песня. Вишня, японская народная песня. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский. Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский. Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов. Светитмесяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Троицкие песни. В концертном зале «Музыкальные инструменты»: виолончель, скрипка. «Вариации на тему рококо». «Старый замок». «Счастье в сирени живёт…». Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной, инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). «Не молкнет сердце чуткое Шопена…». «Танцы, танцы, танцы…». Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии). «Патетическая соната». Л. Бетховен. «Годы странствий». М. Глинка. «Царит гармония оркестра». Симфонический оркестр. Известные дирижёры и исполнительские коллективы. Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. «Музыкальная грамота» Примерный музыкальный материал Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский. Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко. Полонез ля мажор. Вальс си минор. Мазурки ля минор, фа мажор, си- бемоль мажор. Ф. Шопен. Желание. Ф.Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского. Соната № 8 («Патетическая») (фрагменты). Л. Бетховен. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Арагонская хота. М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский В музыкальном театре «Опера «Иван Сусанин»: «Бал в замке польского короля» (II действие), «За Русь мы все стеной стоим…» (III действие), «Сцена в лесу» (IV действие). «Исходила младёшенька». События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского. Музыкальная тема в опере — характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приёмы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. «Русский Восток». Восточные мотивы в операх «Руслан и Людмила» М. Глинки и «Хованщина» М. Мусоргского. Орнаментальная мелодика. Балет «Гаянэ» А. Хачатуряна. «Балет «Петрушка». Особенности развития музыкальных образов в балетах И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. «Театр музыкальной комедии». Жанры лёгкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. «Я артист» Примерный музыкальный материал Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из III действия, сцена из IV действия. Изоперы «Иван Сусанин». М. Глинка. Песня Марфы («Исходила младёшенька»); Пляска персидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Первая картина. Из балета «Петруш ка». И. Стравинский. Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. Звёздная река. Слова и музыка В. Семёнова. Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова. Острыйритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… «Прелюдия». «Исповедь души». «Революционный этюд». Произведения композиторов- классиков (С. Рахманинов, Ф. Шопен). «Мастерство исполнителя». Творчество известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). «В интонации спрятан человек». Интонационная выразительность музыкальной речи. «Музыкальные инструменты»: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. «Музыкальный сказочник». Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины в музыке М. Мусоргского. Исследовательский проект Тематическое планирование учебного предмета 1 класс № п/п 1 2 Наименование раздела/блока Кол-во часов Музыка вокруг нас Музыка и ты ИТОГО 16 17 33 2 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование раздела/блока Кол-во часов Россия — Родина моя День, полный событий О России петь — что стремиться в храм Гори, гори ясно, чтобы не погасло! В музыкальном театре В концертном зале Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… ИТОГО 3 6 5 6 5 4 5 34 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование раздела/блока Кол-во часов Россия — Родина моя День, полный событий О России петь — что стремиться в храм Гори, гори ясно, чтобы не погасло! В музыкальном театре В концертном зале Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… ИТОГО 5 5 4 3 5 5 7 34 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование раздела/блока Кол-во часов Россия — Родина моя О России петь — что стремиться в храм День, полный событий Гори, гори ясно, чтобы не погасло! В концертном зале В музыкальном театре Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… ИТОГО 5 5 5 3 5 6 5 34 Критерии оценивания Оценка теоретических знаний учащихся Оценка «5»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный. Оценка «4»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя. Оценка «3»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. Оценка хорового пения Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Оценка «5»: ⎯ знание мелодической линии и текста песни; ⎯ чистое интонирование и ритмически точное исполнение; ⎯ выразительное исполнение. Оценка «4»: ⎯ знание мелодической линии и текста песни; ⎯ в основном чистое интонирование, ритмически правильное; ⎯ пение недостаточно выразительное. Оценка «3»: ⎯ допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; ⎯ неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности; ⎯ пение невыразительное. Оценка «2»: ⎯ исполнение неуверенное, фальшивое. Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем. Оценка выполнения тестовых заданий: Отметка «5»: 90 – 100% от общего объема заданий. Отметка «4»: 70 – 90% от общего объема заданий. Отметка «3»: 50– 70% от общего объема заданий. Отметка «2»: менее 50% от общего объема заданий.