Рабочая программа Родной язык 1-4 класс

Абалакова Ольга
Валентиновна

Абалакова Ольга Валентиновна
1.2.643.3.131.1.1=120C363530333030373032303330,
1.2.643.100.3=120B3036333336393834333837, email=mku.dolinsk@mail.ru, c=RU,
st=Сахалинская область, l=Долинский район, село Взморье, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА" С. ВЗМОРЬЕ ДОЛИНСКОГО РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ, givenName=Ольга
Валентиновна, sn=Абалакова, cn=Абалакова Ольга Валентиновна
2022.05.05 12:59:19 +11'00'

Планируемые результаты освоения учебного предмета
РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)
Личностные результаты:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии культур;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
 активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
 использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора,обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление
и выступать с аудио, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.

Предметные результаты:
 воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение
учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и
величия русского языка;
 обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
 расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального
общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1.
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
 осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
 осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
 осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
 распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная
с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие
предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
 понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и
сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества
и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление
эпитетов и сравнений в речи;
 понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное
употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
 понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их
употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
 понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках
изученного).
2.
Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта
использования языковых норм в речевой практике:
 осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
 соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
 соблюдение на письме и в устной
речи норм современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
 обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых
в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского
литературного языка:
 произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
 осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; соблюдение
основных лексических норм современного русского литературного языка:
 выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
 проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
 выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
 редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с












целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного
языка:
 употребление отдельных грамматических форм
имен
существительных:
словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
 употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у
которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
 выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок,
связанных с нарушением согласования имени существительного и имени
прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и
сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего
времени);
 редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного
русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
 соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
 соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
 использование учебных толковых словарей для определения лексического значения
слова, для уточнения нормы формообразования;
 использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и
антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
 использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
 использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование
учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
 использование орфографических словарей для определения нормативного написания
слов.
3.
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого
этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно- познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение
языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать
логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка
текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с
изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога
и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;









создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по
городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами);
создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в
письменной форме и представление его в устной форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации.
1 класс
Обучающийся научится:
 при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда),
понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения
слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
 при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
 при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
- овладеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;
-анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее
существенные факты.
2 класс
 при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда,
домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по
указанной тематике;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения
слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
- осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
 при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
 при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные
формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты;
-устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на
предложенный текст;
- создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
3 класс
 при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная
с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми;
- слова, называющие природные явления и растения;
- слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения;
- наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и
произведениях детской художественной литературы;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения
слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
- осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
 при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- выбирать из
нескольких возможных слов то
слово, которое
наиболее
точно
соответствует
обозначаемому
предмету
или
явлению
реальной
действительности;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- правильно употреблять отдельные формы множественного
числа имен
существительных;
- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
 при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвала, просьба, извинение, поздравление;
- использовать в речи
языковые средства для
свободного выражения мыслей
и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать
логическую связь между фактами;
- создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами;
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного
и выразительного словоупотребления;
-

- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
- приводить объяснения заголовка текста;
- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла.
4 класс
 при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и
настоящее»:
- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми;
- с качествами и чувствами людей;
- родственными отношениями);
- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения
в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной
литературы;
- осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
- осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
 при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
- соотносить собственную и
чужую речь с
нормами
современного
русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- выбирать из
нескольких возможных слов то
слово, которое
наиболее
точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе,
роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде
(если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания
слов;
-пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
 при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвала, просьба, извинение, поздравление;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на

родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать
логическую связь между фактами;
- составлять план текста, не разделённого на абзацы;
- пересказывать текст с изменением лица;
-создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках,
об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
-оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
приводить объяснения заголовка текста.
Содержание учебного предмета
РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов,
об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национальнокультурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах
русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение
за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования
языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован
на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного
русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и
осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов
речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших
школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом
общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из
ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие
умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты
разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
1 класс Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского
алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Язык в действии
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном
художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по

предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Секреты речи и текста
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма
устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить?
Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов
(вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
2 класс Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки,
волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа,
плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка,
бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени;
3)слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп,
шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда
(например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и
поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например,
ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)).
Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Секреты речи и текста
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды
ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический
повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии
в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
3 класс Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми
(например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра,
дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие
музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка,
дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга,
книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка,
заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа
имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных
грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа
множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного
употребления предлогов с пространственным значением, образования предложнопадежных форм существительных. Существительные, имеющие только форму
единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Секреты речи и текста
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в
рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
4 класс Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец,
сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до
корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с
пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в
разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские
слова в языках других народов.
Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Секреты речи и текста
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция
заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка

прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Тематическое планирование учебного предмета
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
1 КЛАСС
№
п/п

Наименование раздела/блока

1. Русский язык: прошлое и настоящее
2. Язык в действии
3. Секреты речи и текста
ИТОГО

Кол-во часов
Всего
Практическая
часть
6
5
6
17

1
1

2 КЛАСС
№
п/п
1.

Наименование раздела/блока
Русский язык: прошлое и настоящее

2. Язык в действии
3. Секреты речи и текста
ИТОГО

Кол-во часов
Всего
Практическая
часть
5
1
3
9
17

1

3 КЛАСС
№
п/п

Наименование раздела/блока

1. Русский язык: прошлое и настоящее
2. Язык в действии
3. Секреты речи и текста
ИТОГО

Кол-во часов
Всего
Практическая
часть
4
6
7
17

1
1

4 КЛАСС
№
п/п

Наименование раздела/блока

1. Русский язык: прошлое и настоящее
2. Язык в действии
3. Секреты речи и текста
ИТОГО

Кол-во часов
Всего
Практическая
часть
5
3
9
17

1
1

Критерии оценивания
Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности,
которые связаны с целями изучения этого курса. Курс не направлен на изучение какихлибо факторов из истории языка – приоритетной целью является формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через
него – к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может
вызвать обратный эффект.
В ходе текущей проверки знаний целесообразно использовать критериальное
оценивание на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками. Объектом
оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика
или группы учеников.
Критериальное оценивание – это прежде всего коммуникация «ученик-ученик»,
содержанием которого является определение степени освоения того или иного умения.
Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только помогает ученикам
удерживать основную цель коммуникации – оценивания- помочь однокласснику
научиться лучше говорить, читать, писать, слушать. Именно одноклассники и учитель
становятся своеобразным зеркалом, помогающим ученику увидеть, оценить свои усилия,
обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить
результаты. А это означает, что ученик активно включается в своё обучение, у него
существенно повышается мотивация.
Для учителей критериальное оценивание – это:
1)
основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль;
2)
способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая
информация нужна для поиска наиболее эффективных методов обучения конкретного
ученика, конкретного класса);
3)
возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого
высказывания о том, как они осваивают содержание курса.
Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям:
1.
В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает
ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения ученика может быть такой
набор критериев: точность (вся информация передана без искажений), чёткость (не
торопиться, не «съедать окончания», «без запинок») и т.п.
2.
Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть
сформулированы кратко и обязательно на «детском» языке. Когда ребёнок использует
«своё» слово, осмысленное им в коммуникации с учителем и другими детьми, он легко
восстанавливает содержание критерия.
3.
В начальных классах для оценки по критериям у ребёнка должны быть
своеобразные «опоры» - вопросы, иллюстрации и т.п. Например, после работы с текстом
педагог предлагает выполнить задание в парах: «Опираясь на прочитанный текст,
подготовьте два коротких устных сообщения. Подготовить эти сообщения вам помогут
вопросы». Для подготовки каждого из сообщений педагог предлагает по шесть вопросов,
ответы на которые и составят основу сообщения. После того как сообщения готовы,
педагог каждому ребёнку выдаёт оценочный лист-таблицу с вопросами, рядом с которыми
ученики, выслушивая сообщение одноклассника, ставят галочку, если в сообщении дан
ответ на вопрос, и какой-то значок, отражающий правильность ответа. Затем дети в паре
обсуждают, какой информации не было в сообщении, какая передана не совсем точно,
ищут эту информацию в тексте. Далее на основании этого оценочного листа идёт общая
оценка сообщения по таким критериям:
- На все ли вопросы удалось ответить?
- Вся ли информация передана верно?
- Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно?
Если у ребёнка что-то не получилось, то нужно очень доброжелательно обсудить, как ему

можно помочь. Учитель, наблюдая за работой учеников на уроке отмечает продуктивные
образцы взаимодействия в паре, группе и делает их предметом обсуждения всего класса.
Выделение таких способов и умение построить их обсуждение в классе, чтобы другие
дети смогли ими воспользоваться, -важная учительская задача.
4.
Критерии должны изменяться. Если все ученики в классе освоили какое-то
умение, например «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для
оценки; появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент.
Слишком общие критерии конкретизируются.
Обратная связь - ключевая цель критериального оценивания. Качественная
обратная связь показывает, что уже умеет делать ученик, какие затруднения у него
возникают и как он может с ними справиться. Обратная связь может быть представлена в
разных формах. Прежде всего это устное оценочное высказывание, которое содержит три
структурных элемента: похвалу (что получилось), замечание (что пока не получается),
совет (что сделать, чтобы получилось).
Таким образом, введение критериального оценивания на уроках русского родного
языка в начальной школе – один из ключевых факторов, влияющих не только на
формирование устной и письменной речи младшего школьника, но и на становление
учебной самостоятельности. Для учителя, осознающего важность критериального
оценивания, ученик-это равноправный партнёр, помогающий взрослому наставнику
эффективно выстроить учебное взаимодействие, активно строящий своё обучение.
Основным видом промежуточного и итогового контроля на уроках «Русский родной
язык» является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий.
Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его
перед классом. Оценивать выполнение представленных проектных заданий также
целесообразно по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им. Это могут
быть такие критерии:
-глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;
-доказательность представленного материала, обоснованность выводов;
-качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;
-чёткость и ясность представления проектного задания перед классом;
-содержательность и аргументированность ответов на вопросы одноклассников.
По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного задания,
выставляется балл.
Оценка «5»-ученик набрал 5 баллов в сумме по всем критериям оценивания.
Оценка «4»-ученик набрал 4 балла.
Оценка «3»- ученик набрал 3 балла.
Оценка «2»-ученик набрал 1-2 балла или не справился с работой.
Безусловно, можно использовать и разнообразные проверочные работы, в том числе и в
тестовой форме. Важно, чтобы эти задания не носили слишком формальный характер и не
приводили к механическому запоминанию определённых фрагментов учебного материала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».