Рабочая программа Технология 1-4 класс

Абалакова Ольга
Валентиновна

Абалакова Ольга Валентиновна
1.2.643.3.131.1.1=120C363530333030373032303330,
1.2.643.100.3=120B3036333336393834333837, email=mku.dolinsk@mail.ru, c=RU,
st=Сахалинская область, l=Долинский район, село Взморье, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С. ВЗМОРЬЕ ДОЛИНСКОГО РАЙОНА
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ, givenName=Ольга Валентиновна, sn=Абалакова,
cn=Абалакова Ольга Валентиновна
2022.05.05 12:44:49 +11'00'

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный
процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального,
эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что
создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и
физического здоровья учащихся.
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Планируемые результаты освоения учебного предмета на конец 1 класса.
Личностные результаты
Будут сформированы:
 положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека;
 бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
 представление о причинах успеха и неуспеха в предметно­практической деятельности;
 представление об основных критериях оценивания своей деятельности на основе
заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога»;
Получат возможность для формирования:
 внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
 этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при
изготовлении изделия;
 эстетических чувств (понятие о красивом и некрасивом, аккуратном и
неаккуратном);
 потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов,
склонностей и способностей
Метапредметные результаты
Регулятивные
Научатся:
 понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
 соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения изделия с текстовым
планом;
 составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике слайдов и
проговаривать вслух последовательность выполняемых действий;
 осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
 контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового
плана;
 оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в
учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» и корректировать их.
Получат возможность научиться:
 работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы
юного технолога»: ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли,
проводить самооценку;
 воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.
Познавательные
Научатся:
 находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов
и иллюстраций;
 использовать знаково­символическую и навигационную системы учебника;
 выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
 высказывать суждения; обосновывать свой выбор;
 проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять
существенные признаки;
2

 сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия
по заданным критериям.
Получат возможность научиться:
 использовать при ответе информацию из таблиц и схем, представленных в учебнике;
 выделять информацию из текстов учебника;
 использовать полученную информацию для принятия несложных решений;
 использовать информацию, полученную из текстов учебника, в практической
деятельности.
Коммуникативные
Научатся:
 задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;
 слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;
 выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;
 выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.
Получат возможность научиться:
 приводить аргументы и объяснять свой выбор;
 вести диалог на заданную тему;
 соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие
аргументы.
Предметные результаты:
Научатся:
 воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой
предметно­преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в
информационном пространстве;
 называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
 организовывать рабочее место по предложенному об­разцу для работы с материалами
(бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и
инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
 соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при
выполнении изделия;
 различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы,
инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
 проводить под руководством учителя анализ простейших предметов быта по
используемому материалу;
 объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).
Получат возможность научиться:
 уважительно относиться к труду людей;
 определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности
человека;
 организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;
 отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
 анализировать предметы быта по используемому материалу.
Планируемые результаты освоения учебного предмета на конец 2 класса.
Личностные результаты
Будут сформированы:
 положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека, как
создателя и хранителя этнокультурного наследия;
 ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности
человека и культурно историческому наследию;
3

 интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях
учебника;
 представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
 основные критерии оценивания деятельности других учеников на основе заданных в
учебнике критериев и ответов на «Вопросы юного технолога»;
 этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении
изделия, работе в паре и выполнении проекта;
 потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и
материалов для качественного выполнения изделия;
 представления о значении проектной деятельности;
 интерес к конструктивной деятельности;
 простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой, ремонт одежды).
Получат возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой
деятельности;
 этических норм (долга) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении
изделия;
 ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта;
 способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её
успешность или неуспешность;
 представление о себе как о гражданине России;
 бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию
страны и родного края;
 уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности.
 эстетических чувств (прекрасного и безобразного).
Метапредметные результаты
Регулятивные
Научатся:
 принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
 дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в
учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;
 изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
 проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;
 осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
 контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового
плана;
 проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и
«Вопросов юного технолога» и корректировать их.
Получат возможность научиться:
 работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы
юного технолога»: ставить цель; составлять план,
 определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли;
 проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от
условий;
 выделять познавательную задачу из практического задания;
 воспринимать оценку своей работы данную учителем и товарищами и вносить
изменения в свои действия
Познавательные
Научатся:
4

 высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь
материалами учебника,
 проводить защиту проекта по заданному плану;
 использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с
материалами учебника;
 проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их
выполнения под руководством учителя;
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия;
 находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между
реальными объектами и явлениями под руководством
 учителя.
Получат возможность научиться:
 создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника, собственные
знания и опыт;
 выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в различные
знаково-символические системы, выделять учебные и познавательные задачи;
 проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным
критериям;
 находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и
потребностям;
 читать и работать с текстами с целью использования информации в практической
деятельности.
Коммуникативные
Научатся:
 слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения,
мнения;
 уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при
работе в паре и над проектом;
 выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с
партнером в соответствии с определёнными правилами;
 формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной
задачи;
 проявлять инициативу в ситуации общения.
Получат возможность научиться:
 воспринимать аргументы, приводимые собеседником;
 соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку, приводя аргументы
«за» и «против»;
 учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
 вести диалог на заданную тему;
 использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач.
Предметные результаты:
Научатся:
 воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметнопреобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном
пространстве;
 называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
 организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами
(бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и
инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
5

 соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при
выполнении изделия;
 различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы,
инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
 проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по
используемому материалу;
 объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).
Получат возможность научиться:
 уважительно относится к труду людей;
 определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности
человека;
 организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;
 отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
 анализировать предметы быта по используемому материалу.
Планируемые результаты освоения учебного предмета на конец 3 класса.
Личностные результаты
Будут сформированы:
 положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в
городской среде;
 ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности
профессиональной деятельности человека;
 интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях
учебника и с учетом собственных интересов;
 представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
 основные критерии оценивания собственной деятельности других учеников как
самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы
 юного технолога»;
 этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении
проекта;
 потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и
материалов для качественного выполнения изделия;
 представления о значении проектной деятельности.
 интерес к конструктивной деятельности;
 простейшие навыки самообслуживания.
Получат возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой
деятельности;
 этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия
профессиональной деятельности людей;
 ценности коллективного труда в процессе реализации проекта;
 способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её
успешность или неуспешность и определяя способы ее корректировки;
 представление о себе как о гражданине России и жителе города, поселка, деревни;
 бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
 уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;
 эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
 потребность в творческой деятельности;
 учет при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников.
6

Метапредметные результаты
Регулятивные
Научатся:
 следовать определенным правилам при выполнении изделия;
 дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в
учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и /
или самостоятельно;
 выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;
 корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
 проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников;
 вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
 действовать в соответствии с определенной ролью;
 прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев
и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя;
Получат возможность научиться:
 работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить
цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием,
распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в
зависимости от условий;
 ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством
учителя;
 выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения
изделия;
 прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта:
оценивать качества своей работы.
Познавательные
Научатся:
 выделять информацию из текстов заданную в явной форме;
 высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты,
взятые из текста и иллюстраций учебника, проводить защиту проекта по заданному
плану с использованием материалов учебника;
 использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с
материалами учебника;
 проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их
выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно;
 выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;
 находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между
реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;
 проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Получат возможность научиться:
 осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей,
используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
 высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного
характера с учетом конкретных условий;
 устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
 проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным
критериям;
7

 находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и
потребностям.
Коммуникативные
Научатся:
 слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения;
 находить точки соприкосновения различных мнений;
 приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных
обсуждениях;
 осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при
выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;
 оценивать высказывания и действия партнера с сравнивать их со своими
высказываниями и поступками;
 формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной
задачи;
 проявлять инициативу в ситуации общения.
Получат возможность научиться:
 строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести
диалог на заданную тему, используя различные средства
 общения, в том числе и средства ИКТ;
 учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
 задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации;
 осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии.
Предметные результаты:
Научатся:
 анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный
контроль за ходом работы;
 выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление
культурно-бытовой среды);
 отбирать картон с учётом его свойств;
 применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами:
чертёжными (линейка, угольник), колющими (шило);
 экономно размечать материалы на просвет, по линейке и по угольнику;
 работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи
и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
 отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон,
текстильные материалы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные
технологические приёмы их ручной обработки;
 изготавливать плоскостные изделия: определять взаимное расположение деталей, виды
их соединений;
 решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа
соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
 выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
 изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу,
эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
 рассказывать об основных источниках информации;
 рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;
 называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок,
монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
 соблюдать безопасные приёмы труда при работе на компьютере;
 работать с текстом и изображением, представленными в компьютере.
Получат возможность научиться:
8

 ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
 осуществлять проектную деятельность: собирать информацию о создаваемом
изделии, выбирать лучший вариант, проверять изделие в действии;
 создавать образ конструкции с целью разрешения определённой конструкторской
задачи, воплощать этот образ в материале;
 использовать приёмы с графическими объектами с помощью компьютерной
программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на
электронных дисках.
Планируемые результаты освоения учебного предмета на конец 4 класса.
Личностные результаты
Будут сформированы:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
 ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно – познавательные и внешние мотивы;
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
 учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой частной задачи;
 способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
 основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической
принадлежности;
 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей;
 развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации
моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от
доконвенциональных к конвенциональному уровню;
 установка на здоровый образ жизни;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Получат возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно –
познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
 адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
 компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и
деятельности;
 морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и
9

чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
 установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
 эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Научатся:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
 планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане;
 учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый контроль по результату;
 адекватно воспринимать оценку учителя;
 различать способ и результат действия;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок;
 выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной
форме.
Получат возможность научиться:
 адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок;
 выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
определять качество и уровня усвоения;
 устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
 соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с
требованиями конкретной задачи;
 активизация
сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного
конфликта;
 концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
 стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные
Научатся:
 осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы;
 использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для
решения задач;
 строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов;
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
10






осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно – следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
 обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
 устанавливать аналогии;
 владеть общим приемом решения задач.
Получат возможность научиться:
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных
признаков объектов с целью решения конкретных задач;
 искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных
формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
 собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных
источников; дополнение таблиц новыми данными;
 обрабатывать информацию (определение основной и второстепенной информации;
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ,
заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами); интерпретация
информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу,
презентировать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
 оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
 подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков;
 анализ;
 синтез;
 сравнение;
 классификация по заданным критериям;
 установление аналогий;
 установление причинно-следственных связей;
 построение рассуждения;
 обобщение.
Коммуникативные
Научатся:
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнеров;
11

– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.
Получат возможность научиться:
 слушать собеседника;
 определять общую цель и пути ее достижения;
 осуществлять взаимный контроль,
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в
сотрудничестве взаимопомощь;
 аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
 разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
 координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Предметные результаты:
Научатся:
 называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные
промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих
родителей) и описывать их особенности;
 понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую
выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
 анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую
работу, ос4уществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль
выполняемых практических действий;
 организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
 на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах,
происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в
обработке материалы для изделий по декоративно – художественным и конструктивным

свойствам в соответствии с поставленной задачей;
 отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и
доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их
выделении из заготовок, формообразовании, сборке и отделке изделия), экономно
расходовать используемые материалы;
 применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами:
чертежными(линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), и колющими
(швейная игла);
 выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи
и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные
и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
 на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах,
происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в
обработке материалы для изделий по декоративно – художественным и
конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей.
Получат возможность научиться:
 уважительно относиться к труду людей;
 понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном
мире, и уважать их;
12

 понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать
замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать
готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
 отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного замысла;
 прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать
художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно –
художественной задачей.
 соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических
формах, с изображениями разверток этих форм;
 создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной
конструкторской задачи или передачи определенной художественно- эстетической
информации, воплощать этот образ в материале.
 пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной,
звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными
способами ее получения, хранения, переработки.
Содержание и тематическое планирование по технологии 1 – 4 класса
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы
деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,
техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов
России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного
искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные
условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их
профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ
информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в
организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление
документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация,
оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура
межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной
деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для
организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной
деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию,
домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
13

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и
замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам,
использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации
(технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических операций;
подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных
технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по
шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля),
выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом),
формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое,
ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание,
вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение
отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов
России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка,
схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба,
размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений.
Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо
изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее
представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы
их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию
(соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (техникотехнологическим,
функциональным,
декоративно-художественным
и
пр.).
Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска
информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда
при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с
ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных
носителях (СО).
14

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по
интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса
компьютера, программ Word.
Тематическое планирование 1-4 классы
Кол-во часов
№ Наименование
1 класс
п/п раздела/блока
Всего ПЧ КР
1
Давайте
3
познакомимся
Как работать с
учебником
2
Человек
и 21
Земля
3
Человек и вода 3
4
Человек
и 3
воздух
5
Человек
и 3
информация
6
Заключение
1
ИТОГО
33

2 класс
3 класс
4 класс
Всего ПЧ КР Всего ПЧ КР Всего ПЧ КР
1
1
1

23
3
3

3

21

5

21

2

2
2

3
3

1

1

4
3

6

2

34

1
10

3
1
34

5

4

34

1
10

1 класс (33 часа)
Давайте познакомимся (3ч)
Как работать с учебником (1 ч)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями
оценки изделия по разным основаниям.
Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов,
осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты
Материалы и инструменты (1 ч)
Знакомство с понятиями: материалы, инструменты. Организация рабочего места
Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов.
Уборка рабочего места.
Что такое технология (1 ч)
Знакомство со значением слова «технология» (названия предмета и процесса
изготовления изделия). Осмысление освоенных умений. Понятие: технология
Человек и земля (21ч)
Природный материал (1 ч)
Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приёмы и
способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного
материала. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия: аппликация, пресс,
природные материалы, план выполнения работы. Изделие: «Аппликация из листьев».
Пластилин (2 ч)
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с
пластилином. Приёмы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина.
Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности
и её рефлексии.
Понятия: эскиз, сборка. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
15

Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения
пластилином. Составление тематической композиции. Понятие: композиция. Изделие:
«Мудрая сова»
Растения (2 ч)
Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с
профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян.
Понятие: земледелие: Изделие: «Получение и сушка семян» Проект «Осенний урожай»
Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне). Использование
рубрики «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности.
Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя.
Отработка приёмов работы с пластилином, навыков использования инструментов.
Понятие: проект. Изделие: «Овощи из пластилина»
Бумага (2 ч)
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приёмы и способы работы с бумагой. Правила
безопасной работы ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и
сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного
орнамента из геометрических фигур.
Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного её расходования.Понятия:
шаблон,
симметрия,
правила
безопасной
работы. Изделия:«Волшебные
фигуры», «Закладка из бумаги»
Насекомые (1 ч)
Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности
пчёл. Составление плана изготовления изделия по образцу на слайдах. Изготовление
изделия из различных материалов (природные, бросовые материалы, пластилин,
краски).Изделие: «Пчёлы и соты»
Дикие животные (1 ч)
Виды диких животных. Знакомство с техникой коллажа. Изготовление аппликации из
журнальных вырезок в технике коллажа. Знакомство с правилами работы в паре. Проект
«Дикие животные».
Изделие: «Коллаж «Дикие животные»»
Новый год. (1 часа)2
Проект «Украшаем класс к новому году». Освоение проектной деятельности: работа в
парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия.
Украшение на елку. Подбор необходимых инструментов и материалов.
Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи
клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги.
Изделие: «украшение на елку» Украшение на окно. Выполнение украшения на окно в
форме елочки из тонкой бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру).
Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу. Изделие: «украшение на
окно»
Домашние животные. (1 час)
Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение
фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с
пластилином. Изделие: «Котенок».
Такие разные дома. (1 час)
Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке.
Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение
макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов.
Понятия: «макет», «гофрированный картон».Изделие: « Домик из веток».
Посуда. (2 часа)
Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят.
16

Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии.
Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при
выполнении изделий для чайного сервиза. Понятия: «сервировка», «сервиз». Проект
«Чайный сервиз» Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»
Свет в доме. (1 час)
Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и
современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление
навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом.
Изделие: « Торшер».
Мебель (1 час)
Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления.
Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью).
Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному
замыслу. Изделие: «Стул»
Одежда Ткань, Нитки (1 час)
Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают.
Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и
применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной
технологии. Понятия: «выкройка», «модель» Изделие: «Кукла из ниток»
Учимся шить (2 часа)
Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки
стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью, Пришивание
пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для
оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц. Изделия: «Закладка с
вышивкой», « Медвежонок»,
Передвижение по земле (1 часа)
Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение
средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и
правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки. Изделие:
«Тачка».
«Человек и вода» 3 часа
Вода в жизни человека. (1 час)
Вода в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека и растений.
Выращивание
растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению
всхожести семян. Проращивание семян. Понятие: «рассада». Изделие: «Проращивание
семян», «Уход за комнатными растениями
Питьевая вода. (1 час)
Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы).
Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и
природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике
образца. Изделие: «Колодец»
Передвижение по воде. (1 час)
Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со
способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его
сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных
материалов на плавучесть. Знакомство
со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами.
Осуществление работы над проектом. Понятие: «оригами». Проект: «Речной флот»,
Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»
«Человек и воздух» 3 часа.
Использование ветра. (1 час)
17

Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление
макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со
способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление
модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу. Понятие:
«флюгер». Изделие: «Вертушка
Полеты птиц. ( 1 час)
Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом
создания
мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами
экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага».
Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.
Понятие: «мозаика». Изделие: «Попугай»
Полеты человека. (1 час)
Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели
самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами»,
размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу. Понятия:
«летательные аппараты Изделие: «Самолет», «Парашют»
Человек и информация - 3 часа.
Способы общения. 1 час
Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной.
Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод
информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы).
Использование знаково- символической системы для передачи информации (кодирование,
шифрование). Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо»,
Важные телефонные номера, Правила движения.1 час
Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаковосимволическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения
безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое
изображение.
Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.
Компьютер. 1 час.
Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска
информации. Понятия: «компьютер», «интернет»
2 класс (34 часа)
Вводный урок. Как работать с учебником (1 ч)
Как работать с учебником Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными
обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.
Человек и земля. 23 ч
Деятельность человека на земле. Способы её обработки, значение овощных культур для
человека. Наблюдение за ростом растений,
Посуда 4ч.
Материалы, используемые для изготовления различных видов посуды. Глина, пластилин,
термопластика, технология изготовления посуды различными способами. Создание
проекта «Праздничный стол»
Народные промыслы 5ч. Знакомство с различными народными промыслами, технологией
изготовления, материалами хохломской росписи, дымковской игрушки, городецкой
росписи, истории матрёшки. Изготовление изделий в технике народных промыслов.
Домашние животные и птицы 3ч.
Значение лошади для человека. Закрепление навыков разметки по шаблону. Природные
материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и др. Свойства природных
материалов. Разметка при помощи кальки. Самостоятельное составление плана.
Новый год1ч.
18

История ёлочных игрушек Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы.
Строительство 1 ч.
Особенности деревянного зодчества. Конструкция деревенской избы. Выполнение работы
в технике полуобъёмная пластика, свойства яичной скорлупы и технология работы с ней.
В доме 4ч.
Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Утварь, значение русской
печи, материалы и приспособления, используемые в работе печника. Изготовление
модели печи из пластичного материала. Ткачество. Структура тканей, переплетение
нитей. Мебель, традиционная для русской избы. Конструирование мебели из картона.
Народный костюм. 4ч.
Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Работа с ткаными
материалами. Шитьѐ.
Работа с ткаными материалами. Вышивание.
Раздел 3. Человек и вода (3 ч)
Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Рыболовство. Работа с
природными материалами. Конструирование. Работа с бумагой. Аппликационные
работы. Работа с бумагой и волокнистыми материалами.
Раздел 4. Человек и воздух (3ч)
Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание. Использование ветра. Работа с бумагой.
Моделирование. Использование ветра. Работа с фольгой.
Раздел 5. Человек и информация (3 ч)
Ищем
клад.
Работа
с
пластичными
материалами
(глина).
Рельефные
работы). Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном. Книгопечатание. Работа с
различными материалами.
Раздел 6. Заключительный урок. (1 ч) Подведение итогов.
3 класс (34 часа)
Вводный урок. Как работать с учебником (1 ч)
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу.
Как работать с учебником Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности
содержания учебника 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе «Вопросов
юного технолога» и технологической карты. Критерии оценки качества изготовления
изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической
среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека
в городской среде.
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями
оценки изделия по разным основаниям.
Раздел Человек и земля (21 ч)
Архитектура
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирования при изготовлении изделия.
Правила безопасной работы ножом. Объемная модель дома. Самостоятельное оформление
по эскизу.
Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб. Понятия: архитектура, каркас,
чертеж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развертка, линии чертежа.
Городские постройки
Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Проволока: свойства и
способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Правила безопасной работы с
плоскогубцами, острогубцами.
Объемная модель телебашни из проволоки. Понятия: проволока, сверло, кусачки,
плоскогубцы, телебашня.
Парк
Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских
условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание
19

различных материалов в работе над одной композицией. Профессии: ландшафтный
дизайнер, озеленитель, дворник.
Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности.
Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объемной
модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции,
оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии
оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций,
оригинальность композиции).
Понятия: технологическая карта, защита проекта.
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых
изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка
платья. Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы
украшения одежды – «вышивка», «монограмма». Правила безопасной работы иглой.
Различные виды швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва.
Строчка стебельчатых и петельных и крестообразных стежков. Аппликация. Виды
аппликации. Алгоритм выполнения аппликации. Профессии: модельер, закройщик,
портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая
одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликаций, вышивание, монограмма, шов.
Практическая работа: «Коллекции тканей».
Изготовление тканей
Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом.
Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток). Гобелен,
технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание
цветов в композиции.
Профессии: прядильщица, ткач.
Вязание
Новый технологический процесс – вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и
назначения вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания – крючок и спицы. Правила
работы вязальным крючком. Понятия: вязание, крючок, воздушные петли.
Бисероплетение
Знакомство с новым материалом – бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его
использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для
работы бисером. Леска, ее свойства и особенности. Использование лески при
изготовлении изделий из бисера.
Освоение способов бисероплетения. Понятия: бисер, бисероплетение.
Кафе
Знакомство с работой кафе. Профессиональные особенности повара, кулинара,
официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы при
помощи мерок.
Работа с бумагой, конструирование модели весов.
Профессии: повар, кулинар, официант. Понятия: порция, меню.
Фруктовый завтрак
Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления
пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при
приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд.
Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение
его стоимости. Понятия: рецепт, ингредиенты, стоимость.
Колпачок-цыпленок
Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда теплым. Свойства синтепона. Работа с
тканью. Изготовление колпачка для яиц. Понятия: синтепон, сантиметровая лента.
20

Бутерброды Блюда, не требующие тепловой обработки – холодные закуски.
Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов.
Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с
использованием разных ингредиентов.
Салфетница
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток.
Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии.
Магазин подарков
Виды подарков. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в
магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке.
Изготовление подарка ко Дню защитника Отечества. Работа с пластичными материалами
(тестопластика). Профессии: товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель
витрин. Понятия: магазин, консультировать, витрина, этикетка, брелок.
Золотистая соломка
Работа с природными материалами. Знакомство с новым видом природного материала –
соломкой. Свойства соломки. Ее использование в декоративно - прикладном искусстве.
Технологии подготовки соломки – холодный и горячий. Изготовление аппликации из
соломки. Учет цвета, фактуры соломки при создании композиции. Понятия: соломка,
междоузлия.
Упаковка подарков
Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления
подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции.
Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или
ребенку, мальчику или девочке). Учет при выборе оформления подарка его габаритных
размеров и назначения. Работа с бумагой и картоном. Изготовление коробки для подарка.
Понятия: упаковка, контраст, тональность.
Автомастерская
Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном.
Построение развертки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования
объемных фигур.
Создание объемной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия.
Профессии: инженер- конструктор, автослесарь. Понятия: пассажирский транспорт,
двигатель, экипаж, упряжка, конструкция, объемная фигура, грань.
Грузовик
Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали
конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей.
Способы их соединения (подвижное и неподвижное). Сборка изделия. Презентация.
Понятия: подвижное соединение, неподвижное соединение.
Раздел Человек и вода (4 ч)
Мосты
Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их
назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели
висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон,
нитки, проволока, трубочки из-под коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения
деталей – натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий
мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.
Водный транспорт
Водный транспорт. Виды водного транспорта
Проект: «Водный транспорт». Проектная деятельность. Работа с бумагой. Работа с
пластмассовым конструктором. Конструирование. Заполнение технологической карты.
Профессия: кораблестроитель. Понятия: верфь, баржа, контргайка.
Океанариум
21

Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские,
полуобъемные и объемные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой
из подручных материалов.
Проект «Океанариум»
Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощенного варианта мягкой
игрушки. Закрепление навыков выполнения стежков и швов. Профессия: ихтиолог.
Понятия: мягкая игрушка, океанариум.
Практическая работа: «Мягкая игрушка».
Фонтаны
Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объемной модели
фонтана из пластичных материалов по заданному образцу. Понятия: фонтан,
декоративный водоем.
Раздел Человек и воздух (3 ч)
Зоопарк
Знакомство с историей возникновения зоопарка в России. Бионика. История
возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами:
классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения
техники оригами.
Работа с бумагой. Изготовление изделий в технике оригами по условным обозначениям.
Понятия: оригами, бионика.
Вертолетная площадка
Знакомство с особенностями конструкции вертолета. Особенности профессии летчика,
штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолета. Знакомство с новым
материалом – пробкой.
Профессии: летчик, штурман, авиаконструктор.
Воздушный шар
Техника «папье-маше». Применение техники папье-маше для создания предметов быта.
Освоение техники «папье-маше». Украшение города и помещений при помощи
воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров.
Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча. Понятия: «папье-маше».
Украшаем город (материал рассчитан на внеклассную деятельность
Раздел Человек и информация (5 ч)
Переплетная мастерская
Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания.
Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка,
переплет, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника,
переплетчика. Переплет книги и его назначение. Декорирование изделия. Освоение
элементов переплетных работ (переплет листов в книжный блок) при изготовлении
«Папки достижений». Профессии: печатник, переплетчик. Понятия: переплет.
Почта
Способы общения и передачи информации. Почта, телеграф. Особенности работы почты и
профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие
«бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового
отправления. Профессии: почтальон, почтовый служащий. Понятия: корреспонденция,
бланк.
Афиша
Программа
MicrosoftOffice
Word.
Правила
набора
текста.
ПрограммаMicrosoftWordDocument.doc. Сохранение документа, формирование и печать.
Создание афиши и программки на компьютере. Изделие: «Афиша» Понятия: афиша,
панель инструментов, текстовый редактор
4 класс (34 часа)
Как работать с учебником (1 ч)
22

Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и
инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания
выполнения работы.
Раздел Человек и земля (21 ч)
Вагоностроительный вагон (2ч)
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов
разного назначения. Составление модели вагона из бумаги, картона.
Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки
вагона, чертеж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления
вагона.
Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагонов, цистерна, рефрижератор,
хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.
Полезные ископаемые
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и
расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой
вышки из металлического конструктора. Проектная работа.
Малахитовая шкатулка.
Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов
искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями).
Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа:
изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися. Понятия:
поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.
Профессии: мастер по камню.
Автомобильный завод(2ч)
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация
бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых,
так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия).
Монетный двор(2ч)
Знакомство с основами чеканки моделей, особенностями формы медали. Овладевать
новым приемом – теснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять
технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.
Фаянсовый завод (2ч)
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с
соблюдением отдельных этапов
технологии создания изделий из фаянса.
Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями
профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству
фаянса. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор.
Швейная фабрика (2ч)
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и
профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи
сантиметра, создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов
технологического процесса швейного производства.
Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами,
циркулем.
Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства,
утюжильщик.
Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало,
транспортер, мерка, размер.
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно
определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при
помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами,
23

циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные
виды изделий с использованием одной технологии.
Понятия: мягкая игрушка.
Обувное производство (2ч)
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для
производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим
процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать
мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание моделей обуви из бумаги
(имитация производственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приемах и
способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные
материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь,
размер обуви.
Деревообрабатывающие производства(2ч)
Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы со столярным ножом и
последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды
пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины.
Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление
изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.
Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк.
Кондитерская фабрика (2ч)
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией
производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов.
Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о
производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и
шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования
газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какаокрупка, какао - тертое, какао-масло, конширование.
Бытовая техника(2ч)
Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила
эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием
простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи.
Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы,
правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур/
плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер.
Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической
энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Практическая
работа: «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов»».
Тепличное хозяйство (1ч)
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для
жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование
информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за
растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в
домашних условиях, уход за рассадой.
Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат,
рассада, агротехника.
Раздел Человек и вода (3 ч)
Водоканал(1ч)
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и
растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со
способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение
количества расходуемой воды при помощи струи метра.
Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.
24

Порт(1ч)
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение
способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного
узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза.
Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.
Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.
Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.
Узелковое плетение (1ч)
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике
«макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение
способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме.
Раздел Человек и воздух (3 ч)
Самолетостроение. Ракетостроение. (3ч)
Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических
ракет, конструкция самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление
модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим
конструктором.
Профессии: летчик, космонавт. Понятия: самолет, картограф, космическая ракета,
искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.
Ракетоноситель(1ч)
Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты.
Закрепление основных знаний на бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из
картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Летательный аппарат. (1ч)
Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция
воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием.
Оформление изделия по собственному эскизу.
Раздел Человек и информация (6 часов)
Создание титульного листа(1ч)
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи
информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги,
профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её
особенностей при издании.
Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия: издательское
дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка,
оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный
лист.
Работа с таблицами (1ч)
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе
MicrosoftWord.
Понятия: таблица, строка, столбец.
Создание содержания книги (1ч)
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс
редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на
компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового
продукта годового проекта «Издаём книгу».
Переплётные работы(2ч)
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками
втачку (в 5 проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление
значенияразличных элементов в структуре переплета (форзац, слизура). Изготовление
переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятия: шитье
втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок.
25

Итоговый урок(1ч)
Анализ своей работы на уроках технологии, выделение существенного, оценивание своей
работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор
лучших. Выставка работ.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы
оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный,
продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на
уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Критерии оценивания
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением
необходимой
последовательности,
проявил
организационно-трудовые
умения
(поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал
материалы, работа аккуратная);изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не
достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка; изделие изготовлено с
незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик
неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время, изделие
изготовлено с нарушением отдельных требований; не полностью соблюдались правила
техники безопасности.
Оценка «2» ставится, если имеют место существенные недостатки в планировании труда
и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала; изделие изготовлено со значительными
нарушениями требований; не соблюдались многие правила техники безопасности.
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать
цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и
характер труда.
Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно
применять и произносить термины.
Оценка «5» ставится, если обучаемый:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если обучаемый:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если обучаемый:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
26

- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если обучаемый:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».