Рабочая программа Биология 5-9 класс

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета биология
1. Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и
строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных Умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости
и общности глобальных проблем человечества;
6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических
особенностей;
8. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с
учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;

12. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
5–6 классы
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения
безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
7–9 классы
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных,
религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные
объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на
основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир,
возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам
материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и
окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки,
которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,
особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая
стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в
качестве одной из ценностных установок.
2. Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных
обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий,
способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению
индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
6. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
9. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку
зрения;
10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
11. формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7–9-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду
с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять
направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать

различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы
слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

1.
2.

3.
4.

5.

6.
7.

8.

3. Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные
обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной
предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления,
научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для
формирования естественно-науч- ной картины мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях,
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в
современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости
международного научного сотрудничества;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения
биоразнообразия и природных местообитаний;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в
природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и
глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

9. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических
проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за
живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты,
процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать
их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями,
законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;
сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации
труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного
организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов
Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового
образа жизни в быту;
 выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих;
 ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию
биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой
информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию,
анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и
процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов
растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
 аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений,
животных, грибов и бактерий;
 аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и
бактерий;
 осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий,
грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической
группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
 объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и
животных на примерах сопоставления биологических объектов;
 выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или
их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;































сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы
жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей,
органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять
работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой
природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое
сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые
и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия
и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением
особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий,
планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей,
органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для
организма человека;
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,
родства человека с животными;
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических
объектов и других материальных артефактов;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека,
сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
(клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные
признаки биологических объектов;
































сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы
жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей,
органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их
результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной
организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой
доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному
здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об
организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы)
и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических
объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для
сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления
особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или
их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;



















сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и
систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о
живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального
природопользования, и пути решения этих проблем;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния
факторов риска на здоровье человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе,
специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой
природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности
жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение к объектам живой природы);
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в
области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии,
генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.

2. Содержание и тематическое планирование учебного предмет биология
№
п/п

Наименован
ие
раздела/блок
а

Содержание раздела/блока

Количество часов
Всего Практ Контроль
ическ
ая
часть

Живые организмы (5-6 классы)

1
1.Введение

2.
Разнообрази
е живых
организмов.
Среды
жизни

3. Строение
клетки

Биология как наука. Роль биологии в практической
деятельности людей. Разнообразие
организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей
среды. Методы изучения живых организмов:
наблюдение, измерение, эксперимент
Экскурсия.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в
природе и жизни человека. Многообразие грибов, их
роль в природе и жизни человека. Многообразие
растений. Значение растений в природе и жизни
человека. Многообразие животных. Их роль в природе и
жизни человека. Взаимосвязи организмов и
окружающей среды. Среда — источник веществ,
энергии и информации. Среда — источник веществ,
энергии и информации. Методы изучения организмов:
наблюдение, измерение, эксперимент.
Приспособленность организмов к среде обитания. Роль
живого вещества в биосфере. Взаимодействия разных
видов в экосистеме (паразитизм). Взаимодействия
разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество,
симбиоз, паразитизм). Круговорот веществ и
превращения энергии.
Лабораторная работа №1. « Вода как среда жизни»
Клеточное строение организмов. Правила работы в
кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами. Методы изучения живых организмов:
наблюдение, измерение, эксперимент. Особенности
химического состава живых организмов:
неорганические и органические вещества, их роль в
организме. Клеточное строение организмов. Строение
клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая
мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии,
вакуоли. Методы изучения организмов: наблюдение,
измерение, эксперимент. Клеточное строение
организмов. Клетки растений. Методы изучения живых
организмов: наблюдение.
Лабораторная работа №2 «Устройство увеличительных
приборов»
Лабораторная работа №3 «Состав и строение клеток»
Лабораторная работа №4 «Строение клетки»

3

1

12

1

1

9

4

1

4. Ткани
живых
организмов

5. Органы и
системы
органов
живых
организмов

6. Строение
и
жизнедеятел
ьность
организмов

2.

Лабораторная работа №5 «Одноклеточные грибы,
особенности строения и жизнедеятельности».
Клетки, ткани, органы растении. Строение животных.
Методы изучения организмов: наблюдение, измерение,
эксперимент. Биология как наука. Клеточное строение
организмов. Особенности химического состава живых
организмов: неорганические и органические вещества,
их роль в организме. Отличительные признаки живых
организмов. Результаты эволюции: многообразие видов,
приспособленность организмов к среде обитания.
Лабораторная работа №6 «Строение покровной ткани
листа»
Лабораторная работа № 7 «Запасающая и
образовательная ткани»
Лабораторная работа № 8 «Соединительные ткани»
Лабораторная работа № 9 «Мышечная и нервная ткани»
Контрольная работа
Растения. Клетки. Ткани и органы растения. Методы
изучения живых организмов: наблюдение, измерение,
эксперимент. Рост, развитие. Результаты эволюции:
приспособленность организмов к среде обитания.
Животные. Строение животных.
Лабораторная работа №1 «Строение побега и почек»
Лабораторная работа №2 «Строение и функции стебля»
Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение листа.»
Лабораторная работа № 4 «. Строение и функции
корня.»
Лабораторная работа № №5 «Видоизменения подземных
побегов и корней»
Движение растений. Приспособления животных к
различным средам обитания. Растения. Процессы
жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Методы
изучения живых организмов: наблюдение, измерение,
эксперимент. Животные. Процессы жизнедеятельности
и их регуляции у животных. Приспособленным к
различным средам обитания. Роль питания в
жизнедеятельности клетки и организма. Круговорот
веществ и превращения энергии. Роль транспорта в
жизнедеятельности клетки и организма. Роль
удаления продуктов обмена веществ в
жизнедеятельности клетки и организма. Обмен веществ
и превращения энергии — признаки живых
организмов. Размножение организмов. Бесполое
размножение. Половое размножение. Половые клетки.
Оплодотворение.
Лабораторная работа № 6 « Строение цветка, завязи»
Лабораторная работа № 7 «Разнообразие плодов»
Контрольная работа
Разнообразие живых организмов (7 класс)

11

4

11

5

24

2

1

1

1.
Организация
живой
природы

2. Эволюция
живой
природы

3.
Растения —
производите
ли
органическо
го вещества

4.
Животные —
потребители
органическо
го вещества

5
Разнообразие организмов. Отличительные признаки
представителей разных царств живой природы. Методы
изучения живых организмов: наблюдение, измерение,
эксперимент. Организм и вид — различные уровни
организации живой природы. Общие признаки особей
одного вида. Популяция — часть вида. Значение
объединения особей в популяции и виды. Взаимосвязи
организмов и окружающей среды.
Экскурсия.
Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции.
Движущие силы эволюции. Результаты эволюции:
многообразие видов, приспособленность организмов к
среде обитания. Система и эволюция органического
мира. Многообразие растений и животных, принципы их
классификации.

1

4

22

11

1

29

3

1

Многообразие растений, принципы их классификации.
Усложнение растений в процессе эволюции. Водоросли.
Разнообразие организмов. Отличительные признаки
представителей разных царств живой природы. Методы
изучения живых организмов: наблюдение, измерение,
эксперимент. Роль биологии в практической
деятельности людей. Значение растений в природе и
жизни человека. Рост, развитие и размножение
растений. Голосеменные. Усложнение растений в
процессе эволюции. Покрытосеменные растения.
Многообразие растений и животных, принципы их
классификации. Охрана редких и исчезающих видов
растений. Важнейшие сельскохозяйственные
культуры. Размножение, рост и развитие животных.
Лабораторная работа № 1 « Водоросли»
Лабораторная работа № 2 «Строение мхов»
Лабораторная работа № 3 «Папоротникообразные»
Лабораторная работа № 4 «Отдел голосеменные»
Лабораторная работа № 5 «Хвойные растения»
Лабораторная работа № 6 « Цветковые растения»
Лабораторная работа № 7 «Крестоцветные»
Лабораторная работа № 8 « Бобовые»
Лабораторная работа № 9 «Пасленовые»
Лабораторная работа № 10 «Лилейные»
Лабораторная работа № 11 «Злаки»

Многообразие животных, их роль в природе и жизни
человека. Принципы их классификации. Усложнение
животных в процессе эволюции. Влияние экологических
факторов на организмы. Многообразие животных, их
роль в природе и жизни человека.

Сельскохозяйственные и домашние животные. Охрана
редких и исчезающих видов животных. Усложнение
животных в процессе эволюции. Поведение.
Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты.
Лабораторная работа №12 «Тип моллюски»
Лабораторная работа № 13 «Тип членистоногие»
Лабораторная работа № 14 «Надкласс рыбы»
4

5. 5.

Бактерии,
грибы —
разрушите
ли
органическ
ого
вещества.
Лишайники

6.
Биоразнообр
азие

1

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в
природе и жизни человека. Бактерии — возбудители
заболеваний. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов.
Методы изучения живых организмов: наблюдение,
измерение, эксперимент. Многообразие грибов, их роль
в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые
грибы. Оказание первой помощи при отравлении
грибами. Лишайники. Принципы их классификации.
Роль лишайников в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 15 «строение грибов»
6

1

Результаты эволюции: многообразие видов,
приспособленность организмов к среде обитания.
Охрана редких и исчезающих видов
животных. Экологические проблемы. Последствия
деятельности человека в экосистемах.
Экскурсия.
Контрольная работа
Человек. Культура здоровья. (8 класс)

1. Введение

2
Общие сведения об организме человека. Место человека
в системе органического мира. Методы изучения
организма человека. Здоровый образ жизни.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
здорового образа жизни. Методы изучения живых
организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

2.
Наследствен
ность,
среда и образ
жизни —
факторы
здоровья

3.

7

1

7

2

Строение организма человека: клетки, ткани,
органы. Наследственность и изменчивость — свойства
организмов. Человек и окружающая среда. Природная и
социальная среда обитания человека. Защита среды
обитания человека. Здоровый образ жизни. Укрепление
здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная
активность. Вредные и полезные привычки, их влияние
на состояние здоровья.
Практическая работа №1 «Факторы окружающей среды»

1

Целостность
организма
человека —
основа его
жизнедеятел
ьности

4. Опорнодвигательна
я система и
здоровье

5. Системы5.
жизнеобеспе
чения,.
Формирован
ие культуры
здоровья

Строение организма человека: клетки, ткани, органы,
системы органов. Методы изучения живых организмов:
наблюдение, измерение,
эксперимент. Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организма. Рефлекс и рефлекторная
дуга. Внутренняя среда организма, значение её
постоянства. Транспорт веществ. Кровеносная и
лимфатическая системы. Лимфа. Иммунитет. Антитела.
Аллергические реакции. Группы крови. Переливание
крови. Предупредительные прививки. Лечебные
сыворотки.
Лабораторная работа №1 «Компоненты организма
человека»
Лабораторная работа №2 «Форменные элементы крови»
Опора и движение. Опорно-двигательная система.
Методы изучения живых организмов: наблюдение,
измерение, эксперимент. Черты сходства и различия
человека и животных. Значение физических упражнений
и культуры труда для формирования скелета и
мускулатуры. Факторы риска: стрессы, гиподинамия,
переутомление, переохлаждение. Профилактика
травматизма. Первая помощь при травмах опорнодвигательной системы.
Лабораторная работа №3 « Строения и функции опорнодвигательной системы.»
Лабораторная работа №4 «Состав скелета»
Лабораторная работа №5 «Строение скелетной мышцы .»
Кровеносная система. Строение и работа сердца.
Методы изучения живых организмов: наблюдение,
измерение, эксперимент. Нейрогуморальная регуляция
процессов жизнедеятельности организма. Приёмы
оказания первой помощи при кровотечениях. Дыхание.
Дыхательная система. Строение органов дыхания.
Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания
и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи
при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Инфекционные заболевания и меры профилактики. Вред
табакокурения. Обмен веществ и превращения энергии в
организме. Питание. Пищеварение. Пищеварительная
система. Обмен воды, минеральных солей, белков,
углеводов и жиров. Выделение. Строение и функции
выделительной системы.
Лабораторная работа № 6 «Строение сердца»
Лабораторная работа № 7 « Регуляция дыхания»
Лабораторная работа № 8 «Пищеварение в полости рта»
Практическая работа № 2 «Доврачебная помощь при
кровотечениях»

7

3

1

28

7

1

Практическая работа № 3 «Первая доврачебная помощь
при нарушениях дыхания»
Практическая работа № 4 «Пищевые отравления»
Практическая работа № 5 «Первая помощь при ожогах»
6.
Репродуктив
ная система,
и. здоровье

7. Системы
регуляции
жизнедеятел
ьности и
здоровье

8. Связь
организма с
окружающей
средой.
Сенсорные
системы

1. Введение.
Особенности
биологическ
ого познания

2. Организм

3
Половые железы и половые клетки. Половое
созревание. Оплодотворение, внутриутробное развитие.
Беременность. Роды. Развитие после
рождения. Беременность. Вредное влияние на развитие
организма курения, употребления алкоголя, наркотиков.
7

1

Нервная система. Нарушения деятельности нервной и
эндокринной систем и их предупреждение. Эндокринная
система. Гормоны, механизмы их действия на клетки.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем
и их предупреждение.
Лабораторная работа № 9 «Промежуточный мозг, его
строение и функции»
6

1

Органы чувств. Строение и функции органов зрения.
Методы изучения живых организмов: наблюдение,
измерение, эксперимент. Строение и функции органов
слуха. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное
чувства. Обоняние. Вкус. Нарушения зрения и слуха, их
предупреждение.
Контрольная работа
4. Живые системы и экосистемы. (9 класс)
2
Живые системы: клетка, организм, популяция, вид,
природное сообщество и экосистемы. Основные
свойства живых систем и экосистем. Науки, изучающие
живые системы. Ведущие методы биологического
познания: наблюдение, эксперимент, моделирование.
Структурные компоненты научных знаний: факты,
гипотезы и теории. Роль теорий в научном познании.
Основные закономерности научного познания.
Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления
продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и
организма. Рост и развитие организмов. Размножение.
Бесполое и половое размножение. Половые клетки.
Оплодотворение. Наследственность и изменчивость —
общие свойства организмов. Наследственная
информация, её носители. Виды изменчивости.
Генетическая символика. Результаты эволюции:
многообразие видов, приспособленность организмов к
среде обитания. Человек и окружающая среда.
Лабораторная работа №1 «Экологические факторы и их

20

1

1

действия на организм»
3. Вид.
Популяция.
Эволюция
видов

4. Биоценоз.
Экосистема

26

7

1

14

1

1

Вид — основная систематическая единица. Методы
изучения живых организмов: наблюдение, измерение,
эксперимент. Система и эволюция органического
вида. Ч, Дарвин — основоположник учения об
эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная
изменчивость, борьба за существование, естественный
отбор. Результаты эволюции: многообразие видов,
приспособленность организмов к среде обитания. Роль
человека в биосфере. Поведение и психика человека.
Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные
рефлексы. Особенности поведения человека.
Темперамент и характер. Речь, память, темперамент,
характер.
Лабораторная работа № 2 «Вид и его критерии»
Лабораторная работа № 3 «Приспособленность
организмов»
Лабораторная работа № 4 «Селекция, её истоки и
задачи»
Лабораторная работа № 5 «Биологические факторы
эволюции человека»
Лабораторная работа № 6 «Особенности высшей
нервной деятельности человека»
Лабораторная работа № 7 «Типы высшей нервной
деятельности»
Практическая работа № 1 «Мышление как процесс
отражения действительности»
Практическая работа № 2 «Общая характеристика
памяти, её виды»
Система и эволюция органического мира. Вид —
основная систематическая единица. Результаты
эволюции: многообразие видов, приспособленность
организмов к среде обитания. Роль человека в биосфере.
Основные растительные сообщества. Роль человека в
биосфере. Основные растительные сообщества.
Лабораторная работа № 8 « Круговорот веществ и
энергии в экосистеме»

5. Биосфера

8
Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский —
основоположник учения о биосфере. Границы
биосферы. Среда — источник веществ, энергии и
информации. Круговорот веществ и превращения
энергии. Экологические проблемы. Последствия
деятельности человека в экосистемах. Экологические
проблемы. Последствия деятельности человека в
экосистемах.
Контрольная работа

1

III. Критерии оценивания учащихся.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности
рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану,
сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при
выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее
изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает
биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые
несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания,
но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено
основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить,
раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем
необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более
одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3»
или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений
обучающихся соответствует оцениванию устных ответов учащихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».