Рабочая программа История 5-9 класс

Абалаков
а Ольга
Валентин
овна

Абалакова Ольга Валентиновна
1.2.643.3.131.1.1=120C363530333030373
032303330,
1.2.643.100.3=120B303633333639383433
3837, email=mku.dolinsk@mail.ru, c=RU,
st=Сахалинская область, l=Долинский
район, село Взморье,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА" С. ВЗМОРЬЕ ДОЛИНСКОГО
РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ,
givenName=Ольга Валентиновна,
sn=Абалакова, cn=Абалакова Ольга
Валентиновна
2022.05.06 09:43:24 +11'00'




















Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных
результатов;
 идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных
запланированных образовательных результатов;
 выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных
случаях — прогнозировать конечный результат;
 ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с
учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
 обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения
образовательных результатов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые
ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта,
алгоритм проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма
решения практических задач;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в










4.






5.






6.



соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
различать результаты и способы действий при достижении результатов;
определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей
результата;
устанавливать
связь
между полученными
характеристиками
результата
и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
соотносить свои действия с целью обучения.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся средств;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность
других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или
неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого
решения;
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий
привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных
состояний.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и













7.










8.






свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство или отличия;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять
причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их
общие признаки и различия;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности;
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной
ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки
продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию
текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и
нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);

 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой
фактор;
 распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по
защите окружающей среды.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей,
справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные
поисковые запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний,
справочниками;
 формировать множественную выборку из различных источников информации для
объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность
с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение
(точку зрения), доказательства (аргументы);
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
 критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего
мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
 организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые

средства;
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых
средств;
 использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего
выступления;
 использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной
задачей;
 оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в
соответствии с условиями коммуникации;
 оперировать данными при решении задачи;
 выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для
решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений,
докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
 формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории
как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
 овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в
социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение
опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений,
современных глобальных процессов;
 формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном мире;
 формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации
личности,
миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического
опыта России и человечества;
 развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

 воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном Российском государстве.
5 класс
Обучающийся научится:
 определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных
хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
 использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих
общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций
и государств, местах важнейших событий;
 проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках
Древнего мира;
 описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности,
памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
 раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства
древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон»,
«империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в
древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в)
религиозных верований людей в древности;
 объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников
древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
 давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Обучающийся получит возможность научиться:
 давать характеристику общественного строя древних государств;
 сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и
различия;
 видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
 высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних
обществ в мировой истории.
6 класс
Обучающийся научится:
 локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и
развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей
истории;
 использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о
направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и
др.;
 проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках Средневековья;
 составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной
культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
 раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений
средневекового человека о мире;
 объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории
Средних веков;

 сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие
черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
 давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Обучающийся получит возможность научиться:
 давать сопоставительную характеристику политического устройства государств
Средневековья (Русь, Запад, Восток);
 сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и
различия;
 составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания
памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются
их художественные достоинства и значение.
7 класс
Обучающийся научится:
 анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей
истории Нового времени;
 составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории
Нового времени;
 систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
 раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития
России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия
«монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения
(«консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных
ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
 объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей
истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий
между народами и др.);
 сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события;
 давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории.
 применять основные хронологические понятия, термины (век, его четверть, треть);
 устанавливать синхронистические связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—
XVII вв.;
 составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;
 определять и использовать исторические понятия и термины;
 использовать сведения из исторической карты как источника информации;
 иметь представление об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих
её народов;
 описывать условия существования, основных занятий, образа жизни народов России,
исторических событий и процессов;
 использовать знания о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в
изучаемый период;
 сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт
и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский
рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их
влияния на жизнь народов России;
 высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

 находить информацию в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках,
фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
 анализировать информацию о событиях и явлениях прошлого с использованием
понятийного и познавательного инструментария социальных наук; • сравнивать (под
руководством учителя) свидетельства различных исторических источников, выявлять в
них общие черты и особенностей;
 использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий
и др.);
 раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений
и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового
человека о мире;
 понимать историческую обусловленность и мотивацию поступков людей эпохи
Средневековья, оценивать результаты жизнедеятельности исходя из гуманистических
установок, национальных интересов Российского государства;
 сопоставлять (с помощью учителя) различные версий и оценок исторических событий и
личностей;
 определять и аргументировать собственного отношение к дискуссионным проблемам
прошлого;
 систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представление её
результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
 поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих
знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории
современной Российской Федерации;
 расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
 составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников
средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных
достоинствах и значении;
 понимать культурное многообразие народов Евразии в изучаемый период, личностное
осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Обучающийся получит возможность научиться:
 используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и
политическое развитие России, других государств в Новое время;
 использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций
автора и др.);
 сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались
общие черты и особенности;
 применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
8 класс
Обучающийся научится:
 использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о
местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов,
завоеваний, колонизации и др.;
 анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей
истории Нового времени;

 составлять описание положения и образа жизни и всеобщей истории основных социальных
групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и
художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях
отечественной и всеобщей истории Нового времени;
 систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
 раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития
России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия
«монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения
(«консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных
ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
 объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей
истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий
между народами и др.);
 сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события;
 овладеет целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой
основой миропонимания и познания современного общества;
 применять понятийный аппарат исторического знания;
 изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную
ценность;
 расширит опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей
и народов в истории;
 применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных
памятников своей страны и мира.
 понимать основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII —
XVIII в.; имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития; изученные виды исторических источников;
 соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей
истории;
 использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных
учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств,
города, места значительных исторических событий;
 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и
памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при
написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные
черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и
события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и
терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
 определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических
событий;
 объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории
России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
 использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для понимания исторических причин, и исторического значения событий и явлений
























современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии
народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального
поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и
мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности.
Обучающийся получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и
политическое развитие России, других государств в Новое время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций
автора и др.);
сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались
общие черты и особенности;
применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
9 класс
Выпускник научится:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и
политическое развитие России, других государств в Новейшее время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и
др.);
сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять, в чём
заключались общие черты и особенности;
применять знания по истории России и своего края в Новейшее время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в
новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать
исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ — начала
XXI в.
иметь представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении
XIX в.;
знать историю и географию края, его достижений и культурных традиций в изучаемый
период;
иметь представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX
в.;
ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных
групп;
иметь представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
определять основные течения общественного движения XIX в. (декабристы, западники и
славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их
отличительных черт и особенностей;
устанавливать взаимосвязи между общественным движением и политическими
событиями (на примере реформ и контрреформ);
определять и использовать основные исторические понятия периода;
устанавливать причинно-следственные связи, объяснять исторические явления;
устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы, Америки и Азии
в XIX в.;
составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;

 находить в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе)
информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
 анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках XIX в.
(законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ,
частная переписка, мемуарная литература и др.);
 анализировать и давать историческую оценку действиям исторических личностей и
принимаемых ими решений;
 сопоставлять (при помощи учителя) различные версии и оценки исторических событий и
личностей;
 определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и трудным
вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя
России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной
Европы);
 систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представлять её
результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
 приобретение
опыта
историко-культурного,
историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
 представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места
культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Выпускник получит возможность научиться:
 применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций
автора и др.);
 осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе,
электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов,
презентаций и др.;
Содержание учебного предмета
История России. Всеобщая история
История Древнего мира
5 класс
Введение
Что изучает история. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как
источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории
Древнего мира. Хронология — наука об измерении времени.
Первобытность
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия
первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных
людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От
родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших
цивилизаций.
Древний Восток
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством
(фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор
Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и
пирамиды.
Западная Азия в древности. Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и
занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний

Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные
памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей.
Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев,
Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные
сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель
империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние городагосударства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и
сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание
объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и
подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли.
Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные
знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на
Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада»
и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие
земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии.
Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое
устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие
сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле.
Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война.
Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и
образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр.
Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и
ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об
основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и
законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем
Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.
Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория,
управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской
империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской
империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское
искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг
римлян. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

6 класс
История Средних веков
Введение
Живое Средневековье.
Становление средневековой Европы (VI-XI вв.).
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь
в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная
раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье.
Византийская империя и славяне в VI-XI вв.
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура
Византии. Образование славянских государств.
Арабы в VI-XI вв.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
Феодалы и крестьяне.
Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование
средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века.
Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской
власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)Как
происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод.
Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.
Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура
раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай,
Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
История России
Введение. Наша Родина Россия.
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние
люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция.
Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств.
Восточные славяне и их соседи.
Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление
Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское
государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир
Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное
пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и
роль Руси в Европе.
Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на
Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и югозападные русские княжества.
Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение
политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между
Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и
культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в СевероВосточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва.

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в
истории и культуре Руси.
Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической
карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в.
Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй
половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в
Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства
единого Российского государства.
7 класс
Всеобщая история. История Нового времени
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени.
Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие
географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв.
Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское
общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир
художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало
Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе.
Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на
море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
История России
Россия в XVI веке. Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель
вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание
удельной системы. Укрепление великокняжеской власти.
Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим
княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в
европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых
приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая
дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений.
Государство и церковь. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей
великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной
системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Борьба
за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа.
Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Принятие
Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и
значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного
представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г.
Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о
службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения
Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским
ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях.
Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и
результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на
Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и
неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торговоремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о
«заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские
народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из
стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском
государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный
террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия
опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им
преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса
Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:
восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством.
Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных
черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение
царской династии Рюриковичей.
Россия в XVII веке. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на
царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т. ч. в отношении боярства. Опала
семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического
кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и
самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство
самозванца. Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание
внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию
России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона
Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход
войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое
вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Свержение
Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол
польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву.
Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское
восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват
Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на
царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против
центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю.
Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву.
Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного
времени.
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича.
Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения
крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в
управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление
воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления.
Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д.
Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп
Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление
внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов
Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими
странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город,
духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки,
крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в.
Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г.
Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский
Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа
1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со
странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с
православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации,
распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана
Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между
Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская
война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское
осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения
России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей
Цин.
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия.
Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия
Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев.
Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение.
Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические
отношения. Формирование многонациональной элиты.
Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь.
Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез
европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны. Архитектура.
Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в
архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву.
Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим).
Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский
кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество. Изобразительное
искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана
Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление
светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как
проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в. Развитие
образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах.
«Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.
8 класс
Страны Европы и Северной Америки в XVIII в. Экономическое и социальное развитие
Европы в ХVIII в.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного
производства, положение сословий. Абсолютизм: старый порядок и новые веяния. Век
Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в.
Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых
Штатов Америки; Отцы-основатели США.
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы
революции. Политические течения и деятели революции. Программные и
государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура XVIII в. Стили художественной культуры XVIII в. Становление
театра.

Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.
Семилетняя война. Разделы Польши. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVIII в. Османская империя: от могущества к упадку. Индия: начало
проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Сёгунат Токугава
в Японии.
История России
Россия в конце XVII - первой четверти XVIII в. Россия и Европа в конце XVII в.
Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война
1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I.
Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение
традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.
Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при
Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны.
После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов». Причины
нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание
Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова.
«Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров».
Роль Э. Бирона, А.И. Остермана, А.П. Волынского, Б.Х. Миниха в управлении и
политической жизни страны. Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной
окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи.
Война с Османской империей.
Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика.
Деятельность П.И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление
роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в
промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В.
Ломоносов и И.И. Шувалов. Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг.
Участие в Семилетней войне. Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот
28 июня 1762 г.
Российская империя в период правления Екатерины II. Внутренняя политика
Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм»,
его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной
комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска
ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное
экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и
городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи.
Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских
обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в
налоговой сфере и городском управлении. Национальная политика. Унификация
управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование
Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону.
Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение
колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и
веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне:
крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права
помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство.
Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны. Промышленность в городе
и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности.
Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе
на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности:
распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных
предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы,

Демидовы и др. Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Воднотранспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их
роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки.
Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире.
Обеспечение активного внешнеторгового баланса.
Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под
предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер
движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на
внутреннюю политику и развитие общественной мысли.
Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и
А.А.Безбородко.
Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А.
Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством.
Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления
Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска,
Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.
Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х
гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского
государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и
Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и
белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за
национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский
походы А.В. Суворова. Действия эскадры Ф.Ф. Ушакова в Средиземном море.
Россия при Павле I. Основные принципы внутренней политики Павла I.
Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и
усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти
императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о
престолонаследии, и о «трехдневной барщине».
Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью,
меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.
Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Определяющее
влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и
литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи
в произведениях А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Н.И. Новиков,
материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н. Радищев и его
«Путешествие из Петербурга в Москву».
Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской
культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран
зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и
жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.).
Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за
рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому
прошлому России к концу столетия. Культура и быт российских сословий. Дворянство:
жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.
Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны –
главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская
экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российскоамериканская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение
российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р.

Дашкова.М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и
образования.
Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание
«новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве,
Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения
для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский
университет.
Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его
городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко
в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных
ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.
Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения.
Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в.
Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.
9 класс
История Нового времени
Начало индустриальной эпохи. Индустриальная революция: достижения и
проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире:
материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX
век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины
мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и
государство.
Страны Европы и США в первой половине ХIХ в.Империя Наполеона во
Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи.
Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в
странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение
социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое
развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения,
реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных
политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки в ХIХ - начале XX в.Япония на
пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление
реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка:
континент в эпоху перемен. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.
Страны Европы и США во второй половине ХIХ - начале XX в. Великобритания
в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя
политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей
республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные
войны.
Образование
единого
государства
в
Италии; К. Кавур,
Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской
империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм. Соединенные
Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения,
политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.
История России
Россия в первой четверти XIX в.Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика
Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской
армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные

тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика
Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.
Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.
Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции
во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй
четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная
политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I.
Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное
пространство империи в первой половине XIX в.
Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки
реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы
1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое
развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и
политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II.
Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русскотурецкая война 1877—1878 гг.
Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики.
Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III.
Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь
разных слоёв населения в XIX в.
Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и
противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX
вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская
революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы
П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век
русской культуры.
Тематическое планирование учебного предмета
5 класс
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
№
п/п
1
2
3
4

Наименование раздела

Кол-во часов
Всего
Контроль
8
1
20
2
21
1
19
2
68
6

Первобытность
Древний Восток
Древняя Греция
Древний Рим
Итого

Учебные четверти
Количество часов по
программе
Всего часов за год
Кол-во часов в
неделю

1 четверть
16 ч.

2 четверть
16 ч.
68 часов
2 часа

3 четверть
20 ч.

4 четверть
16 ч.

6 класс
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1

2
3
4
5

Наименование раздела

Кол-во часов
Всего
6
2
2
1
2

Становление средневековой Европы (VI – XI вв.)
Византийская империя и славяне в VI – XI вв.
Арабы в VI – XI вв.
Феодалы и крестьяне
Средневековый город в Западной и Центральной
Европе
Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые
походы.
Образование централизованных государств в
Западной Европе (XI – XV)
Славянские государства и Византия в XIV – XV вв.
Культура Западной Европы в Средние века

Контроль

2
6
2
3

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Итого
ИСТОРИЯ РОССИИ- 39 ч.
Народы и государства на территории нашей страны в
древности

3
29

1
1

6

1

Русь в IX - первой половине XII вв.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Русские земли в середине XIII – XIV вв.
Формирование единого Русского государства
Итого

11
5
9
8
39

1
1
1
2
6

Учебные четверти
Количество часов по
программе
Всего часов за год
Кол-во часов в
неделю

1 четверть
16 ч.

2 четверть
16 ч.

3 четверть
20 ч.

4 четверть
16 ч.

68 часов
2 часа

7 класс
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
№
п/п
1

Наименование раздела
Мир в начале
Реформация.
Итого

Нового

времени.

Возрождение.

Кол-во часов
Всего
Контроль
25
3
25

ИСТОРИЯ РОССИИ XVI- XVII вв.

1
2

Повторение
Россия в XVI веке
Россия в XVII веке
Итого

Учебные четверти
Количество часов по
программе
Всего часов за год
Кол-во часов в
неделю

2
21
20
43
1 четверть
16 ч.

2 четверть
16 ч.

3 четверть
20 ч.

1
2

4 четверть
16 ч.

68 часов
2 часа

8 класс
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Тематическое планирование учебного предмета
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Наименование раздела
Всеобщая история
Рождение Нового мира.
Европа в век Просвещения.
Эпоха революций.
Традиционные общества Востока.
Начало Европейской колонизации.
Итоговое повторение.
История России
Россия в эпоху преобразований
Петра I.
Россия при наследниках Петра I: эпоха
дворцовых переворотов.
Российская империя при Екатерине II
и Павле I.
Культурное пространство Российской
империи в XVIII в.
Итого:

Учебные четверти
Количество часов по
программе
Всего часов за год
Кол-во часов в неделю

1 четверть
16 ч.

Количество часов
всего
контроль
28
5
9
1
6
1
6
1
6
1
1
40
14

1
4
1

6

1

11

1

9

1

68

9

2 четверть
16 ч.
68 часов
2 часа

3 четверть
20 ч.

4 четверть
16 ч.

9 класс
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
№
п/п
1
2
3
4

1
2
3
4
5
6

Наименование раздела

Кол-во часов

Начало индустриальной эпохи
Страны Европы и США в первой половине ХIХ в.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки в ХIХначале XX в.
Страны Европы и США во второй половине ХIХ начале XX в.
Итого
ИСТОРИЯ РОССИИ XIX в.
Россия в первой четверти XIX века
Россия во второй четверти XIX века
Россия в эпоху Великих реформ
Россия в 1880 – 1890-е гг.
Россия в начале XX века
Итоговое повторение
Резерв
Итого

Всего

Контроль

9
9
7

1
1
1

9

1

34
17

1
10
12
12
14
2
1
68

1
1
1
1

Согласно учебному плану образовательного учреждения МБОУ СОШ с. Взморье на
изучение предмета история в 2021-2022 учебном году в 9 классе отводится 3 часа в
неделю, 102 часа в год.
Учебные четверти
Количество часов по
программе
Всего часов за год
Кол-во часов в
неделю

1 четверть
24 ч.

2 четверть
24 ч.
102 часа
3 часа

3 четверть
30 ч.

4 четверть
24 ч.

Критерии и нормы оценки знаний и умений и обучающихся
Оценка устного ответа.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
1. Полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и
учебником; четко знает исторические даты и исторические события; ответ соответствует
«требованиям к уровню подготовки выпускников».
2. Изложил материал грамотным языком, точно используя историческую и
обществоведческую терминологию и символику, в определенной логической
последовательности.
3. Показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в
новой ситуации при выполнении практического задания.
4. Продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,
Сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков.
5. Отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на
оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
1. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие историческое или
обществоведческое содержание ответа.
2. Допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные после замечания учителя.
3. Допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов
или выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
1. Полно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда
последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для усвоения программного материала.
2. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении исторической
терминологии, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Ученик не справился с применением теории в новой ситуации, но выполнил задания
обязательного уровня сложности по данной теме.
4. При достаточном знании теоретического материала была выявлена недостаточная
сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
1. Не раскрыто основное содержание учебного материала.
2.Обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного
материала.
3. Допущены ошибки в определении понятий, при использовании исторической и
обществоведческой терминологии, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
4. Ученик обнаружил незнание, и непонимание изучаемого материала или не смог
ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Общая классификация ошибок:
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки и
недочеты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, незнание дат, исторических
событий, фактов;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения исторических задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать карты;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, вызванная неполнотой охвата
основных признаков определяемого понятия или заменой одного – двух этих признаков
второстепенными;
- неточность конкурной карты, мифа;
- недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных
основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
Недочетами являются:
- небрежное ведение записей, чертежей, схем, графиков в работах.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или
допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена
нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,
предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных
ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10
правильных ответов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».