Абалако ва Ольга Валенти новна Абалакова Ольга Валентиновна 1.2.643.3.131.1.1=120C36353033303 0373032303330, 1.2.643.100.3=120B30363333363938 34333837, email=mku.dolinsk@mail.ru, c=RU, st=Сахалинская область, l=Долинский район, село Взморье, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С. ВЗМОРЬЕ ДОЛИНСКОГО РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ, givenName=Ольга Валентиновна, sn=Абалакова, cn=Абалакова Ольга Валентиновна 2022.05.06 09:42:37 +11'00' Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; - компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей; - признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Метапредметные результаты Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; - использовать различные источники информации; - стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; - размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; - определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях; - ставить проблему, аргументировать её актуальность; - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; - организовывать исследование с целью проверки гипотез; - делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Регулятивные: - проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; - оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней; - определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях; - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - строить жизненные планы во временной перспективе; - при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; - выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; - управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; - осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; - адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; - адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; - саморегулировать эмоциональные состояния; - прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Коммуникативные: - аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; - участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности; - применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию. Предметные результаты - наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству; - понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности; - выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования; - раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке; - понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности; - осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.; - разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); - определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох; - применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет. Содержание учебного предмета Основное содержание представлено следующими содержательными линиями: Музыка как вид искусства Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Народное музыкальное творчество Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа МХ-ХХ вв. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа Древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П, Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, СВ. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа МХ-ХХ вв. Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах — выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов ХIХ века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Русская и зарубежная музыкальная культура ХХ в. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, СС. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К Орф М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Современная музыкальная жизнь Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. СВеШНИКОВ•, ДА. Хворостовский, АЛО. Нетребко, ВЛ. Спиваков, Н.Л. Луганский, ДЛ. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках. Значение музыки в жизни человека Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной организации для использования в обеспечении образовательных результатов 1. Ч. Айвз. «Космический пейзаж». 2. Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»). З. Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Иорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина). 4. Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины». 5. Э. Артемьев. «Мозаика». 6. И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том 1). Фуга ре диез минор (ХТК, том 1). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си минор (хор «kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта «Agnus Dei» (№ 23), хор «Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло. 7. И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria». 8. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости». 9. Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки). 10. Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция части). Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (П часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с орк. (фрагмент П части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни». 11. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из д., Сегедилья, Сцена гадания). 12. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13). 13. А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, Ш ч.). Симфония № 2 «Богатырская» (экспозиция, ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава! », Ария Князя Игоря из П д., Половецкая пляска с хором из П д., Плач Ярославны из IV д.). 14. Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». 15. Ж. Бредь. Вальс. 16. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал). 17. А. Вивальди. Цикл концертов для скригки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»). 18. Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей). 19. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова). 20. В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл «Времена года» («Весна», «Осень»). 21. И. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). часть, 1V часть. 22. Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории «Мессия». 23. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из д., Песня Порги из П д., Дуэт Порги и Бесс из П д., Песенка Спортинг Лайфа из П д.). Концерт для ф-но с оркестром (1 часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской). 24. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из д., хор «Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка из П д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься! Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина). «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст. Н. Кукольника). 25. М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса). 26. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор фурий). 27. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (1 часть). 28. А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова). 29. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-уок»). 30. Б. Дварионас. «Деревянная лошадка». 31. И. Дунаевский. Марш из «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров). 32. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя). 33. Знаменный распев. 34. Д. Кабалевский, Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № З для ф- но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы». 35. В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, часть). 36. К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных). 37. Д. Каччини. «Ave Maria». 38. В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край тополиный» (сл. И. Векшегоновой). 39. В. Лаурушас. «В путь». 40. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6). 41. И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко). 42. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра). 43. Ф. Лэй. «История любви». 44, Мадригалы эпохи Возрождения. 45. Р. де Лиль. «Марсельеза». 46. А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (П часть, Адажио). 47. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно». 48. Д. Мийо. «Бразилейра». 49. И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание, Галоп). 50. В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. 1 ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагмент П ч.). Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (1, П, Ш ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verum corpus». 51. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидок). 52. 53. Н. Мясковский. Симфония № б (экспозиция финала). Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации. 54. Негритянский спиричуэл. 55. М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»). 56. К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана». («Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя). 57. Дж. Перголези «Stabat mater» (фрагменты по выбору учителя). 58. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Г ч.). Симфония № 1 («Классическая». Г ч., П ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал). Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя). 59. М. Равель. «Болеро». 60. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (1 часть). Концерт № З для ф-но с оркестром (I часть). «Вокализ», Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль минор, соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя). 61. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей, Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог: Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (Ш д.), Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (IV дэ). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый эпизод «Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (1 часть). Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова). 62. А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова). 63. Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»). 64. П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем». 65. Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (П ч. «Поет зима, аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»). 66. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор). 67. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол). Сюита № 2 для оркестра. 68. М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я — фронт». 69. Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из Ш действия, другие фрагменты по выбору учителя). 70. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» (фрагменты по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя). 71. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Концерт для скрипки с оркестром (1 ч., П ч., III ч.). Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс). 72. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты). 73. Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимн любви). 74. П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (Ш ч.). Симфония № 5 (1 ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром (П ч., III ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси». 75. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя». 76. М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма «Море». 77. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке): Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель (№ 4),ЧИНОВНИКИ (№ 5). 78. Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор). 79. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра». 80. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь». 81. Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта). 82. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары). 83. Д. Эллинггон. «Караван». 84. А. Эшпай. «Венгерские напевы». Тематическое планирование учебного предмета 5 класс (34 часа) .N2 Содержание курса Тематическое планирование Количество часов Всего Контроль 17 4 17 3 Музыка и литература 1. Музыка как вид искусства. Народное музыкальное творчество. Русская музыка от XI—XII вв. до рубежа XIX—XX вв. Русская и зарубежная музыкальная культура ХХ в. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека Что роднит музыку с литературой Вокальная музыка Россия, Россия, нет слова красивей. Вся Россия просится в песню. Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… Фольклор в музыке русских композиторов Стучит, гремит Кикимора... Что за прелесть эти сказки. , Жанры инструментальной и вокальной музыки Мелодией одной звучат печаль и радость... Песнь моя летит с мольбою.. Вторая жизнь песни Живительный родник творчества Всю жизнь мою несу Родину в душе «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота Писатели и поэты о музыке и музыкантах Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь. Был он весь окутан тайной — чёрный гость... Первое путешествие в музыкальный театр Опера. Оперная мозаика. Операбылина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские! Второе путешествие в музыкальный театр Балет. Балетная мозаика. Балетсказка «Щелкунчик» Музыка в кино, театре, на телевидении Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл Мир композитора Музыка и изобразительное искусство 2. Музыка как вид искусства. Русская музыка от XIX—XX в. до рубежа XIX—XX вв. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Русская и зарубежная музыкальная Что роднит музыку с изобразительным искусством Небесное и земное в звуках и красках Три вечные струны: молитва, песнь, любовь... Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье... В минуты музыки печальной... Есть сила благодатная в созвучье слов живых... Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». За отчий дом, за русский край... «Ледовое побоище». После побоища Музыкальная живопись и живописная культура ХХ в. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека музыка Ты раскрой мне, природа, объятья... Мои помыслы — краски, мои краски — напевы... И это всё — весенних дней приметы! «Фореллен-квинтет». Дыхание русской песенности Колокольность в музыке и изобразительном искусстве Весть святого торжества. Древний храм Златой вершиной блещет ярко. Портрет в музыке и изобразительном искусстве Звуки скрипки так дивно звучали... Неукротимым духом своим он побеждал зло Волшебная палочка дирижера Дирижёры мира Образы борьбы и победы в искусстве О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет... Застывшая музыка Содружество муз в храме Полифония в музыке и живописи В музыке Баха слышатся мелодии космоса.. Музыка на мольберте Композитор-художник. Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты... Вселенная представляется мне большой симфонией Импрессионизм в музыке и живописи Музыка ближе всего к природе.. , Звуки и запахи реют в вечернем воздухе О подвигах, о доблести, о славе О тех, кто уже не придёт никогда, помните! Звучащие картины В каждой мимолётности вижу я миры Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского Мир композитора. Исследовательский п оект. С веком на авне п/п Содержание курса 6 Класс (34 часа) Тематическое планирование Количество часов Всего Конт оль Мир об разов вокальной и инструментальной 1, музыки Музыка как вид Удивительный мир музыкальных образов искусства. Образы романсов и песен русских Народное композиторов музыкальное Старинный русский романс. Песня творчество. романс. Мир чарующих звуков. Два Русская музыка от музыкальных посвящения. «Я помню эпохи чудное мгновенье». «И жизнь, Средневековья до и слёзы, и любовь... » «Вальс-фантазия» рубежа XIX—XX Портрет в музыке и живописи. вв. Картинная галерея Зарубежная Уноси моё сердце в звенящую даль. музыка от Музыкальный образ и мастерство эпохи исполнителя. Картинная галерея Средневековья до Обряды и обычаи в фольклоре и в рубежа XIX—XX творчестве композиторов. Песня в вв. свадебном обряде. Сцены свадьбы в Русская и операх русских композиторов Образы зарубежная песен зарубежных композиторов музыкальная Искусство прекрасного пения культура ХХ Старинной песни мир. Песни Франца в. Шуберта. Баллада. «Лесной царь». Современная Картинная галерея музыкальная жизнь. Образы русской народной и духовной музыки Значение музыки Народное искусство Древней в жизни человека Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок «Перезвоны». Молитва Образы духовной музыки Западной Европы «Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. «Stabat mater». «Реквием». Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» Авторская песня: прошлое и настоящее Песни вагантов. Авторская песня сегодня. Глобус крутится, вертится… Песни Булата Окуджавы Джаз — искусство 20 века Спиричуэл и блюз. Джаз — музыка лёгкая или серьёзная Мир образов камерной и симфонической музыки 17 3 2. Музыка как вид искусства. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа МХ—ХХ вв. Русская и зарубежная музыкальная культура ХХ в. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека Вечные темы искусства и жизни Образы камерной музыки Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт» Космический пейзаж. Быть может, вся природа — мозаика цветов? Картинная галерея Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина. «Тройка». «Вальс». «Весна и осень». «Романс». «Пастораль». «Военный марш». «Венчание». Над вымыслом слезами обольюсь Симфоническое развитие музыкальных образов В печали весел, а в веселье печален. Связь времён Программная увертюра Увертюра «Эгмонт». «Скорбь и радость» Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Мир музыкального театра Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика» Образы киномузыки «Ромео и Джульетта» в кино ХХ века. Музыка в отечественном кино Исследовательский п оект 17 3 7 класс (34 часа) N2 п/п Содержание курса Тематическое планирование Количество часов Всего Контроль Особенности драматургии сценической музыки 1. Музыка как вид искусства. Русская музыка ХХ в. Зарубежная музыка XIX в. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека Классика и современность В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая — судьба народная». «Родина моя! Русская Земля». Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов В музыкальном театре «Мой народ- американцы... «Порги и Бес». Первая американская национальная опера. Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита» новое прочтение оперы Ж. Бизе. Сюжеты и образы религиозной музыки «Высокая месса» «Всенощное бдение» Рокопера «Иисус Христос суперзвезда». Музыка в драматическом спектакле. 17 З «Ромео и Джульетта». «Гоголь — сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» «Музыканты — извечные маги» 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки Музыка как Музыкальная драматургия — развитие 17 вид искусства. Зарубежная и русская музыка XVIII-XIX вв. Современная музыкальная жизнь . Народное музыкальное творчество. Значение музыки в жизни человека музыки Два направления музыкальной культуры Религиозная музыка. Светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипции. Циклические формы инструментальной музыки «Кончерто гроссо» А. Шнитке «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.В. Бетховен. Соната №2 С. В. Прокофьева. Соната № 11 В.А. Моцарта Симфоническая музыка Симфония № 103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна№ 40 В.А. Моцарта 2 Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева Симфония № 5 Л. Бетховена Симфония № 8 «Неоконченная» Ф. Шуберта Симфония №1 «Калинникова». Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси Инструментальный концерт Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рокопер. Исследовательский проект 7 класс (по учебнику 2020 года) (34 часа) п/п 1. Содержание курса Музыка как вид искусства. Русская музыка XIX в. Зарубежная музыка XIX в. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека Тематическое планирование Количество часов Всего Контроль Особенности драматургии сценической музыки Классика и современность. Музыкальная драматургия — развитие музыки В музыкальном театре. Опера Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Судьба человеческая — судьба народная. Родина моя! Русская земля В концертном зале. Симфония. Симфония № 40 В. А. Моцарта. Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери. Симфония № 5 Л. Бетховена Героическая тема в музыке В музыкальном театре. Балет Камерная музыка. Вокальный цикл Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита Основные направления музыкальной культуры 17 3 2. Музыка как вид искусства. Зарубежная и русская музыка XVIIIXIX вв. Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И. С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Всенощная» И. Шмелёва Современная Рок-опера «Иисус Христос — музыкальная суперзвезда». жизнь. Вечные темы. Главные образы Народное Светская музыка. музыкальное Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л, творчество. Бетховена. Значение Соната № 2 С. Прокофьева. музыки в Соната В. А. Моцарта жизни человека Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. Симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея Музыка народов мира Международные хиты Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова Исследовательский проект 17 2 8 класс (34 часа) 11/11 Содержание курса Тематическое планирование Количество часов Всего Конроль Классика и современность 1. Музыка как вид искусства. Русская музыка XIX—XXI вв. Зарубежная музыка XIXXXI вв. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека. Классика в нашей жизни В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. «Плач Ярославны» В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва» В музыкальном театре. Мюзикл. Рокопера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание». Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Г ига кд аме 17 2 Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гогольсюита», Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты» Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму «Властелин колец» В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева. Музыка — это огромный мир, окружающий человека... Традиции и новаторство в музыке 2. Музыка как вид искусства. Зарубежная и русская музыка XVIII- XIX вв. Современная музыкальная жизнь. Народное музыкальное творчество. Значение музыки в жизни человека Музыканты — извечные маги. И снова в музыкальном театре... Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен» (фрагмент) Ж. Бизе. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). Р. Щедрин. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Стихи русских поэтов Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь — что стремиться в храм... » Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов Свет фресок Дионисия — миру («Фрески Дионисия». Р.Щедрин) Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин) Исследовательский проект. 17 2