Рабочая программа Обществознание 6-9 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
 мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости подержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку,
его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства
разно­образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;
осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.










Метапредметные результаты:
 умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
 умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
 способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
 овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога.
 овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
 умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей
точки зрения.
Предметные результаты
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его
природы;

- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные
виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;
- приводить примеры основных видов деятельности человека;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
- конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
- осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
- различать отдельные виды социальных норм;
- характеризовать основные нормы морали;

- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную
из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения
своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
- характеризовать специфику норм права;
- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
- раскрывать сущность процесса социализации личности;
- объяснять причины отклоняющегося поведения;
- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
- оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение
о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
- оценивать роль образования в современном обществе;
- различать уровни общего образования в России;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение
к ним;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера жизни общества
Выпускник научится:
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
- описывать основные социальные роли подростка;
- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
- раскрывать основные роли членов семьи;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение
к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
- раскрывать понятия "равенство" и "социальная справедливость" с позиций
историзма;
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике
из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
- объяснять роль политики в жизни общества;
- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
- давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
- раскрывать достижения российского народа;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия "гражданство";
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:
- аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
- характеризовать систему российского законодательства;
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские правоотношения;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика
Выпускник научится:
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение
субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;

- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Содержание учебного предмета
6 класс
Человек в социальном измерении
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества
сильной личности. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка.
Способности человека. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение).
Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и
умения как условие успешной деятельности. Потребности человека — биологические,
социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными
возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и
взаимопомощи.
Человек среди людей
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в
отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность,
толерантность, взаимопонимание. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой
группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение — форма
отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили
общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Межличностные
конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение

конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Нравственные основы жизни
Человек славен добрыми делами. Доброе — значит, хорошее. Мораль. Золотое правило
морали. Учимся делать добро. Смелость. Страх — защитная реакция человека. Преодоление
страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм — уважение и
любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Обобщение курса
7 класс
Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и
обычаи. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в
России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и
защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе.
Закон и справедливость. Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная
служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Дисциплина — необходимое
условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина.
Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за
нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное
поведение.
Преступления
и
проступки.
Ответственность
несовершеннолетних.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской
Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной
власти и граждан.
Человек в экономических отношениях
Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители,
производители.
Мастерство
работника.
Высококвалифицированный
и
малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и
стимулирование труда. взаимосвязь количества и качества труда. Производство,
производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль
разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки
производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Виды бизнеса. Роль
предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в
предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. Обмен. Товары и услуги.
Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в
современной экономике. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные
виды денег
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный
бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы
рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный
минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Человек и природа
Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и
деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды. Охрана природы.
Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Законы Российской Федерации, направленные на охра ну окружающей среды. Участие
граждан в природоохранительной деятельности.
8 класс
Личность и общество
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке.
Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.

Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание
человеком мира и самого себя. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие
человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная.
Человек. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной
жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы.
Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные
проблемы современности. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность
человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные
ценности и ориентиры.
Сфера духовной культуры
Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог
культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной
России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и
гражданственность. Добро и зло — главные понятия. Критерии морального поведения. Долг и
совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг
моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и
ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и
самоконтроль . Значимость образования в условиях информационного общества.
Непрерывность образования. Самообразование. Наука, её значение в жизни современного
общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в
современном мире. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии.
Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного
общества. Свобода совести.
Социальная сфера
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство.
Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные
конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в
постиндустриальное общество. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит.
Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин.
Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между
поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к
историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в
многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость
здорового образа жизни.
Экономика
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и
экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы
экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы
экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита
прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и
предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства.
Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные
организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические
цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами .
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры
социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Прожиточный
минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты

прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги,
предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит.
Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия
безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на
рынке труда. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют.
Внешнеторговая политика.
9 класс
Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и
внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и
тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского
общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в
вы борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы
в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в
общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах
Гражданин и государство
Основы конституционного строя. Основы отношений человека и гражданина с государством.
Права и свободы человека. Международные правовые документы. Юридические гарантии и
система защиты прав человека. Права ребенка.
Президент – глава государства. Федеральное Собрание. Правительство России высший орган
исполнительной власти. Правовой статус субъектов РФ. Равноправие субъектов РФ.
Принципы федеративного устройства России.
Судебная власть. Суды РФ. Участие граждан в отправлении правосудия. Судьи.
Правоохранительные органы – полиция, прокуратура, адвокатура, нотариат.
Практикум.
Готовимся к экзамену.
Основы российского законодательства
Что такое право. Мера свободы. Справедливости и ответственности. Норма права. Закон.
Система законодательства. Право и закон. Правоотношения и субъекты права.
Правонарушения и юридическая ответственность. Виды правонарушений: проступок и
преступление. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Виды договоров и гражданская
дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя. Способы защиты
гражданских прав. Право на труд. Трудовые отношения. Юридические понятия семьи и брака.
Сущность и особенности семейных правоотношений. Права и обязанности супругов,
родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Административное право. Административное правонарушение. Виды административных
наказаний.
Уголовно-правовые отношения. Понятие преступления. Уголовное наказание и
ответственность несовершеннолетних. Право на образование. Итоговая аттестация. Права,
обязанности и ответственность обучающихся. Международное гуманитарное право.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Тематическое планирование учебного предмета
6 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование раздела/блока
Введение
Человек в социальном измерении
Человек среди людей
Нравственные основы жизни
Итоговое повторение
ИТОГО

Всего
1
12
10
8
3

Кол-во часов
ПЧ
1
1
1
2
34

КР
1
1
1
1

7 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование раздела/блока
Введение
Регулирование поведения людей в
обществе
Человек в экономических
отношениях
Человек и природа
Итоговое повторение
ИТОГО

Кол-во часов
Всего
ПЧ
КР
1
2
1
13
13

1

1
1

6
1

1
34

8 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование раздела/блока
Личность и общество
Сфера духовной культуры
Социальная сфера
Экономика
Итоговое повторение
ИТОГО

Кол-во часов
Всего
ПЧ
КР
5
1
8
1
1
5
2
1
14
2
1
2
2
34

9 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование раздела/блока
Введение
Политика
Гражданин и государство
Основы российского
законодательства
Итоговое повторение
ИТОГО

Кол-во часов
Всего
ПЧ
КР
1
1
10
1
9
3
2
12
2

2
34

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание, понимание всего объема программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, делать выводы.
Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал:
дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных
понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным
языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы,
учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко
исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный
ответ на основе изученного материала; допускает незначительные ошибки и недочеты при
воспроизведении текста параграфа, определений; неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической
последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов
и может их исправить самостоятельно при помощи учителя. Ученик, в основном, усвоил
учебный материал, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на
дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.

Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные
правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые
нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает
фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает слабые знания; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них
ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения
понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и
обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на
основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения
теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие
важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя,
допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не
умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценивание устных ответов:
Оценивание устных ответов (второй вариант):
1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их
логично.

2. Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы
обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.
3. Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы
обучения. В ответе учащегося имеются недостатки и ошибки.
4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа
соответствует только частично требованиям программы
5.Оценка «1» ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или
при полном незнании основных положений темы
Оценивание письменных ответов (тестирование):
Оценка «5» - 100-90 %
Оценка «4» - 89-70 %
Оценка «3» - 69-45 %
Оценка «2» - 44-20 %


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».