Абалако ва Ольга Валенти новна Абалакова Ольга Валентиновна 1.2.643.3.131.1.1=120C36353033303037 3032303330, 1.2.643.100.3=120B30363333363938343 33837, email=mku.dolinsk@mail.ru, c=RU, st=Сахалинская область, l=Долинский район, село Взморье, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С. ВЗМОРЬЕ ДОЛИНСКОГО РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ, givenName=Ольга Валентиновна, sn=Абалакова, cn=Абалакова Ольга Валентиновна 2022.05.06 14:37:50 +11'00' Планируемы результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности; 2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни; 3) готовность к защите Отечества, к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации; 4) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанному на диалоге культур, различных форм общественного сознания — науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества с учётом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.); 6) сформированность толерантности сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности; 8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг), компетентность в решении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора; приобретение опыта нравственно ориентированной общественной деятельности; 9) готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) сформированность основ эстетической деятельности как части духовно-практического освоения действительности в форме восприятия и творческого созидания, включая эстетику быта, образования, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений, отношения к природе; 11) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни (потребность в занятиях физкультурой и спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению); бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение осуществлять профилактику и оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий; 12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности как возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем; 13) основы экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности; 14) ответственное отношение к созданию семьи и будущему родительству на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни — любви, равноправия, заботы, ответственности — и их реализация в отношении членов своей семьи. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы в различных сферах деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками исследовательской и проектной деятельности (определение целей и задач, планирование проведения исследования, формулирование гипотез и плана их проверки; осуществление наблюдений и экспериментов, использование количественных и качественных методов обработки и анализа полученных данных; построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и формулирование выводов; представление результатов исследования в заданном формате, составление текста отчёта и презентации с использованием информационных и коммуникационных технологий); 4) готовность и способность к информационной деятельности (поиск информации и самостоятельный отбор источников информации в соответствии с поставленными целями и задачами; умение систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценить и интерпретировать информацию; умение хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, умение переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот ; умение включать внешкольную информацию в процесс общего базового образования); 5) умение строить логическое доказательство; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия, самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 7) умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач в различных предметных областях, исследовательской и проектной деятельности; 8) умение понимать значение языка в сохранении и развитии духовной культуры; знание роли и особенностей естественных, формализованных и формальных языков как средств коммуникации; использование языковых средств в соответствии с целями и задачами деятельности. Предметные результаты: Выпускник научится: – определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований; – составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; – сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений; – сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям; – выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации; – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; – выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций; – описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий; – решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека; – оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира; – объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей; – характеризовать географию рынка труда; – рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира; – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; – характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира; – приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда; – определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта; – оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики; – оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; – оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений; – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства. Выпускник получит возможность научиться: - характеризовать процессы, происходящие в географической среде; - сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; – переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами; – составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира; – делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; – выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы; – давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке; – понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды; – оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; – прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; – оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира; – оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире; – оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; – оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; – анализировать региональную политику отдельных стран и регионов; – анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий; – выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; – понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; – давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества. Содержание учебного предмета 10 класс Введение. Современные методы географических исследований. Положение географии в системе наук. Статистический метод. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации. Геоинформационные системы. Раздел 1. Общая характеристика мира Современная политическая карта мира. Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в Новейшее время. Практическая работа: Многообразие стран современного мира и их основные группы. Типология стран. Практическая работа: Государственный строй, формы правления и административнотерриториального устройства стран мира. Политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире. Природа и человек в современном мире. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Практическая работа: Минеральные и земельные ресурсы. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно–ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Практическая работа: Водные ресурсы суши. Загрязнение окружающей среды. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. География населения мира. Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграции населения. Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения. Практическая работа: Население мира. Сельское население. Научно-техническая революция и мировое хозяйство. Мировое хозяйство в эпоху НТР. География отраслей мирового хозяйства. Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений. Практическая работа: Территориальная структура мирового хозяйства Практическая работа: Факторы размещения мирового хозяйства Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. География мировых валютнофинансовых отношений Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Практическая работа: Всемирные экономические отношения. Итоговая контрольная работа 11 класс Раздел 2. Региональная характеристика мира Зарубежная Европа. Общая экономико–географическая характеристика Западной Европы: территория, границы, состав, природно-ресурсный потенциал. Население. Хозяйство Зарубежной Европы. Промышленность Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Наука и финансы, отдых и туризм, экологические проблемы. Географический рисунок расселения и хозяйства. Субрегионы и страны. ФРГ. Практическая работа: Зарубежная Европа субрегионы и страны. Зарубежная Азия. Австралия. Общая экономико–географическая характеристика Зарубежной Азии. Население Зарубежной Азии. Хозяйство Зарубежной Азии. Китай. Япония: территория, границы, население. Хозяйство Японии на пути в XXI век. Индия – крупнейшая развивающая страна мира. Комплексная характеристика Австралии и Океании Практическая работа: Сравнительная характеристика стран Азии Африка. Практическая работа: Общая экономико–географическая характеристика Африки Субрегионы: Северная Африка. Тропическая Африка. ЮАР. Северная Америка. Практическая работа: Общая экономико–географическая характеристика США. Макрорегионы США, Канада. Социально-экономическая характеристика. Латинская Америка. Общая экономико–географическая характеристика Латинской Америки. Экономико – географическая характеристика Бразилии. Россия в современном мире. Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). Практическая работа: Доля отдельных отраслей промышленности России в мировом промышленном производстве Раздел 3. Глобальные проблемы человечества Глобальные проблемы человечества. Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. Практическая работа: Глобальные прогнозы, гипотеза проекты. Итоговая контрольная работа № п/п Тематическое планирование учебного предмета ГЕОГРАФИЯ 10 класс Название темы Количество часов Количество, в том числе ПР КР Введение. Современные методы географических исследований 1 Введение 1 Раздел 1. Общая характеристика мира 2 Современная политическая карта 5 2 3 Природа и человек в современном мире 5 2 4 География населения мира 7 1 5 Научно-техническая революция и МХ 6 6 География отраслей мирового хозяйства 9 3 7 Итоговая контрольная работа 1 Итого: 34 8 1 1 1 1 1 1 6 11 класс. № п/п Название темы Количество часов Раздел 2. Региональная характеристика мира 8 Зарубежная Европа 6 9 Зарубежная Азия. Австралия 9 10 Африка 4 11 Северная Америка 5 12 Латинская Америка 3 13 Россия в современном мире 2 Раздел 3. Глобальные проблемы человечества 14 Глобальные проблемы человечества 4 15 Итоговая контрольная работа 1 Итого: 34 Количество, в том числе ПР КР 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 6