Рабочая программа Литература 10-11 класс

Абалако
ва Ольга
Валенти
новна

Абалакова Ольга Валентиновна
1.2.643.3.131.1.1=120C363530333030
373032303330,
1.2.643.100.3=120B303633333639383
4333837, email=mku.dolinsk@mail.ru,
c=RU, st=Сахалинская область,
l=Долинский район, село Взморье,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
С. ВЗМОРЬЕ ДОЛИНСКОГО РАЙОНА
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ,
givenName=Ольга Валентиновна,
sn=Абалакова, cn=Абалакова Ольга
Валентиновна
2022.05.06 14:33:52 +11'00'

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 сформированное уважение к русской классической литературе, осознание ценности
художественного наследия русских писателей XIX—XX веков как неотъемлемая часть
формирования российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину. Осознание ценности
художественного наследия писателей народов России, понимание плодотворного характера
взаимодействия национальных культур народов, проживающих на

территории

России,

способность

обмена

области

привести

примеры

взаимообогащающего

культурного

в

художественной словесности XIX—XX веков
 сформированность

представлений

о

традиционных

национальных

и

общечеловеческих гуманистических и демократических ценностях, воплощённых в лучших
произведениях отечественной литературы XIX—XX веков
 осознание долга перед Родиной, готовности к служению Отечеству, его защите как
одной из высших ценностей, последовательно утверждавшихся в национальной культуре России,
в том числе в произведениях словесности, способность привести примеры художественных
произведений, воспевающих людей долга, защитников Отечества. Способность демонстрировать
знание историко-литературных фактов, раскрывающих патриотическую позицию писателей
XIX—XX веков
 владение научными основами предмета «Литература», в том числе историколитературными и теоретико-литературными знаниями об основных явлениях литературного
процесса второй половины XIX — начала XX века в контексте исторических событий в России (в
объёме

учебной программы курса). Способность

интерпретировать

отдельные явления

художественной словесности второй половины XIX — начала XXI века в соответствии с
современными научными представлениями о литературе как виде искусства и о русской
литературе как национальнокультурном феномене (в объёме учебной программы курса)
 способность оценивать явления художественного творчества XIX — начала XXI века,
интерпретировать проблематику литературных произведений этого периода с опорой на
сформированную систему нравственных приоритетов, формулировать суждения этического и
философского характера при освоении изучаемых литературных произведений, воплощать
собственную нравственно-эстетическую позицию в форме устных и письменных высказываний
разных жанров, а также различных творческих формах (артистических, литературнотворческих,
социокультурных и т. д.)
 наличие опыта участия в групповых формах учебной деятельности, дискуссиях,
учебных диалогах и коллективных учебных проектах по литературе в соответствии с
содержанием образования на ступени СОО
 способность осознавать и характеризовать нравственные ценности, воплощённые в

произведениях русской литературы XIX — начала XXI века, соотносить их с собственной
жизненной позицией
 способность к эстетическому восприятию и оценке литературных произведений,
изученных в 10—11 классах, а также прочитанных самостоятельно
 сформированное

представление

о

культуре

поведения

и

соблюдении

норм

человеческого общежития; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни как на уроках, так и во внеурочное время
 сформированное

представление

о

профессиональной

деятельности

писателя,

литературного критика, учёного литературоведа, понимание их роли в общественной жизни (в
историческом контексте и на современном этапе)
 умение выявлять экологическую проблематику в изучаемых и прочитанных
самостоятельно литературных произведениях, осознание её места в комплексе нравственнофилософских проблем, освещаемых отечественной словесностью XIX — начала XXI века
 способность формулировать собственное представление о ценностях семейной жизни
на основе прочитанных литературных произведений, приводить образы, эпизоды в качестве
аргументов при изложении собственного отношения к проблемам создания и существования
семьи
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
 умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией
 умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

возможности ее решения.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД


умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы


владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности


формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и

других поисковых систем
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение


умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью


формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего

развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;


понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей

народа, как особого способа познания жизни;


обеспечение

культурной

самоидентификации,

осознание

коммуникативно-

эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;


воспитание квалифицированного читателя со сформированным

эстетическим

вкусом, способного аргументировать своё мнение и излагать его устно и письменно с учётом
возможностей
интерпретирующего

различных

характера,

жанров

участвовать

высказывания
в

обсуждении

—

аналитического

прочитанного,

и

сознательно

планировать своё досуговое чтение;


развитие способности понимать литературные художественные произведения,

отражающие разные этнокультурные традиции;


овладение

различными

видами

анализа

текста

на

основе

понимания

принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественность воспроизведения
современной автору действительности в литературном произведении, воспринимать прочитанное

не только на эмоциональном уровне, но и на уровне интеллектуального осмысления.
Обучающийся на базовом уровне научится:


демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,

приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;


в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а



обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве

именно:
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и
подтексты);


использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты

произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;


давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две

(или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;


анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и

связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или
развития их характеров;


определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном

произведении (включая переносные и эмоционально-оценочные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;


анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в

произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста
способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на
читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между
счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);


анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев

требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например,
ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);


осуществлять следующую продуктивную деятельность:



давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или

создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя
целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе
(периоду);



выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои

собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
 давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
 анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
 анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
 анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения;
серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность узнать:


о месте и значении русской литературы в мировой литературе;



о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;



о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;



об историко-культурном подходе в литературоведении;



об историко-литературном процессе XIX и XX веков;



о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;



имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия

ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в
общемировой и отечественной культуре;


о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

5. Содержание учебного предмета, курса
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы
русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к
народу в поисках нравственного идеала).
Введение. Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало».
Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок
монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века.
Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков.
Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма
(Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной
русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права.
Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы.
Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения.

Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский,
Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные
тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика
социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев),
эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как
последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в
творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота,
Добро,

Истина

—

три

принципа

пушкинского

творчества.

Национально-историческое

и

общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц
шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы
сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»),
«...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом»,
«Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов.
Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу
истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и
романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в
лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и
поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к
иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота
поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире.
Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на
дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»),
«Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви,
мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и
взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения.
«Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород».
Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние
положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и
сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект».
Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как
мифический образ бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века.
Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные
тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.
Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея
нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и
новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная
и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти.
«Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская
позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое
обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как
слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная
критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества.
Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма
«Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в
патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение
«жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в
системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе
Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и
символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н.
Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии,
драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт
(различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями,
отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву.
Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская
позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе
(«Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме.
Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик.

Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и
Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных
образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как
стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок»
классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы,
торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических
жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных
творений. Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален
вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...»,
«Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как
убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской
поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и
судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике
природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и
умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык.
Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив
трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое
дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я
пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице»,
«Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью
живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира
Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях
писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем
ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист.
Противоположность

литературно-художественных

взглядов

Некрасова

и

Фета.

Разрыв

с

романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала.
Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет
лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ
исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное
в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы
Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо».
Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие.

Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного
бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без
счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой
бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен
незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной
литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного
города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника,
изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение
народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование
против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как
выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные
искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа
толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная
чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие
жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира»,
вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве
общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя.
Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея
Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное
осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой,
Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого,
реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева.
Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.
Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения
«диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого.
Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую
литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог
(развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и

«натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая
история.

Уголовно-авантюрная

основа

и

ее

преобразование

в

сюжете

произведения.

Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов
Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и
социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и
гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.
Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман
идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской
новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть
«Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и
творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные
судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость —
основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по
выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах.
Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения
«маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о
ней

как

основа

комизма

ранних

рассказов.

Многообразие

философско-психологической

проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и
иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и
проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с
мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее
России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических
персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное
течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые
финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и
стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма.
Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта.
(Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость
творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема

женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных
произведениях поэта.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм.
Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях,
обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание
в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности
жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и
права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.
Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как
«драма идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся,
закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное
к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым.
Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
Литература XX века
Введение
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы
(ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и
окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного
идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России,
отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм.
Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах
других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и
литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и
тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения:

«Вечер»,

«Не

устану

воспевать

вас,

звезды!..»,

«Последний

шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта.

Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в
лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание»,
цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема
угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального
характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром
природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера.
Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры
Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной,
бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в
повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы.
Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе
писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического
идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль
пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как
социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников.
Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды
в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука),
правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен,
притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского
модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество
русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного
расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в
процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я.
Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и
мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир
пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность
стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности.
Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как
пришествия нового Мессии.
А. А. Блок
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения:

«Незнакомка»,

«Россия»,

«Ночь,

улица,

фонарь,

аптека…»,

«В

ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На
железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы.
Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве
Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема
Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле
“На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение
конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои,
своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и
многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и
акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”,
создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения:

«Жираф»,

«Волшебная

скрипка»,

«Заблудившийся

трамвай»,

«Капитаны».
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике.

Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”.
Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над
содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и
графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В.
Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения:

«Интродукция»,

«Эпилог»

(«Я,

гений

Игорь-Северянин…»),

«Двусмысленная слава».
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его
словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как
поэт-философ.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,
«Лиличка!»,

«Юбилейное»,

«Прозаседавшиеся».

Стихотворения:

«Нате!»,

«Разговор

с

фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос
революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы,
гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики
стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и
времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
«Облако в штанах».
Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль
гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная
лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А.
Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.

Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных
углов...».
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика,
изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение
национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина
дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,
«Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая
лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина.
Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина.
Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней
лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ
лирического героя.
Русская литература 20-40-х годов(обзор)
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность
периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская
литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории
социалистического реализма).
А.Н.Толстой.
Жизнь и творчество(обзор)
"Петр Первый".
Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой,
М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в
эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и
стиля).
А.А.Фадеев.
Жизнь и творчество(обзор)
"Разгром".
Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее
освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
М.И.Цветаева.

Жизнь и творчество(обзор)
"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."),
"Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы
больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России.
Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как
напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования
и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и
неожиданность рифмовки.
О.Э.Мандельштам.
Жизнь и творчество(обзор)
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих
веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость
поэтической палитры поэта.
Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные
образы в поэзии Мандельштама.
А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество (обзор)
«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одиче-ские рати...», «Мне голос был.
Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм.
Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха.
Новаторство формы.
«Реквием».
Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские
мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос
«Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль
детали в создании поэтического образа.
Б.Л.Пастернак.
Жизнь и творчество (обзор).
«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во
всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...»,
«Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова.
Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое".
Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни,
любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость

стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и
природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической
интонации и разговорного языка.
"Доктор Живаго" (обзор).
Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ
Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
М.А.Булгаков.
Жизнь и творчество(обзор).
"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).
"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни
Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя.
Новаторство Булгакова-драматурга.
"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с
философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике
Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита.
Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции
(Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгаковасатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника.
Смысл финальной главы романа.
А.П.Платонов.
Жизнь и творчество(обзор).
"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору
учителя и учащихся).
Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики
писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской
сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
М.А.Шолохов.
Жизнь и творчество писателя(обзор).
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных
коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.
Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев.
Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни
народа.
Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы
И.С.Шмелев.

«Солнце мертвых».

Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце

мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность
описаний природы. Острое чувство родины.
М.А.Алданов.

«Чертов мост».

Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за
200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в
исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».
В.В.Набоков.
«Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и
учащихся).
Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда,
остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и
психологических находок.
Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»; "Сказка" и др.) Яркость и мужество
оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька",
"Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке
("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).
"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его
окружение. Мир детства и отрочества героя.
"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности
человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя
Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.
"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.
Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих
романов на русский язык.
Великая Отечественная война в литературе
Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике
военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне
и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского,
"Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское
шоссе" А.Бека и др.
Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.
Русская литература 50- 90-х годов XX века
обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся
Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.
А.Т.Твардовский.
«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей

вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.
Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь.
Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях,
сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий
прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской
традиции в творчестве поэта.
Твардовский — редактор журнала «Новый мир».
И.А.Бродский.
Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору
учителя и учащихся).
Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.
А.И.Солженицын.
«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить
Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а
также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в
произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы.
Характер повествования.
В.П.Астафьев.
"Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся).
Обзор.
"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и
оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.
Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности
городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").
В.Г. Распутин.
"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и
учащихся).
Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").
Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".
Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека,
отторгнувшего себя от общества.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в
шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции.
Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере
героя. Смысл финала пьесы.
Зарубежная XX века
Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления.
Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и
модернизм.
Дж.Лондон.

"Любовь к жизни".

Название произведения и его герой, который не сдается.
Б.Шоу.

"Пигмалион".

Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и
мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г.Аполлинер.

Лирика ("Мост Мирабо" и др.).

Экспериментальная направленность лирики.
Э. Хемингуэй Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака
Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля
Хемингуэя.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
п/п

Наименование раздела

10 класс

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Кол-во часов
всего практ.
часть
(Р/Р)

ВВЕДЕНИЕ.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И РОМАНТИЗМ В РОССИИ XIX ВЕКА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР А.С. ПУШКИНА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ГОГОЛЯ
Р.Р. СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В.

2
3
3
2
3

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ДРАМА «ГРОЗА»
Р.Р. ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ ПО
ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

6

1
1
2

2

1

конт
р.

ЛИРИКА А.А.ФЕТА И Ф.И. ТЮТЧЕВА
И.А.ГОНЧАРОВ. РОМАН "ОБЛОМОВ"
Р. Р. РОМАН «ОБЛОМОВ» В РУССКОЙ КРИТИКЕ.
РОМАН В ОЦЕНКЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВА И А. В.
ДРУЖИНИНА. ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ
СОЧИНЕНИЮ.
13. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР И.С.ТУРГЕНЕВА.
14. Р.Р. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО РОМАНУ
И.С.ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

3
7

15. Н.А.НЕКРАСОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
16. Н.С.ЛЕСКОВ. «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК».

3
3

17. М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН.
18. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Р.Р.КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО РОМАНУ.
19. Л. Н. ТОЛСТОЙ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. «ВОЙНА И МИР».

1
8

10.
11.
12.

Р.Р. КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ
Л. Н. ТОЛСТОГО
21. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВЕКОВ.

1

7
1

1
2
0

20.

2
1

17.
А.П. ЧЕХОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Р.Р. КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ
А.П.ЧЕХОВА
19. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
XIX В.
20. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
18.

РЕЗЕРВ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО (102):
1.
2.
3.
4.
5.
6.

11 КЛАСС
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА В КОНТЕКСТЕ
МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
И.А.БУНИН.
А.И.КУПРИН.
Р/Р СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ И.А.БУНИНА И
А.И.КУПРИНА.
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ.
Р/Р КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ. «МОЕ ЛЮБИМОЕ
СТИХОТВОРЕНИЕ ИЗ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

М. ГОРЬКИЙ.
Р/Р СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ М. ГОРЬКОГО.
А.А.БЛОК.
С.А.ЕСЕНИН
В.В.МАЯКОВСКИЙ
Р/Р СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ БЛОКА, ЕСЕНИНА,
МАЯКОВСКОГО.
13. СУДЬБА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 20-30 ГОДЫ 20 ВЕКА. Е.
И. ЗАМЯТИН И А. П. ПЛАТОНОВ
14. СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ Е.ЗАМЯТИНА И
А.ПЛАТОНОВА.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

6
1
4
2
3
86

2

11

2
3
3
1
10
1

6
1
5
3
3
1
5
1

2

15. ЗАЧЕТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 20 ВЕКА (I ПОЛУГОДИЕ).

1

16. М.А. БУЛГАКОВ. ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.
17. Р/Р СОЧИНЕНИЕ ПО РОМАНУ БУЛГАКОВА «МАСТЕР И
МАРГАРИТА».

6

18. В.В.НАБОКОВ. ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА.
19. А.А.АХМАТОВА – «ГОЛОС СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ».

2
4

20. «ВЕК МОЙ, ЗВЕРЬ МОЙ» - ТВОРЧЕСТВО И СУДЬБА О.Э.
МАНДЕЛЬШТАМА.

1

21. Б.Л. ПАСТЕРНАК.
22. М.А.ШОЛОХОВ. ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ.

2
8

1

23. Р/Р СОЧИНЕНИЕ ПО РОМАНУ М.А. ШОЛОХОВА
«ТИХИЙ ДОН».
24. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
25. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 50-80-Х ГОДОВ XX ВЕКА.
26. Р/Р СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ АСТАФЬЕВА И
РАСПУТИНА.
27. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XX ВЕКА – НАЧАЛА XXI
ВЕКА.
28. ЗАЧЕТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 20 ВЕКА (II ПОЛУГОДИЕ).
29. Р/РСОЧИНЕНИЕ-ОТЗЫВ «МОЯ НАСТОЛЬНАЯ КНИГА»
РЕЗЕРВ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО: 102

1

4
10
1
10
2
2
2
89

10

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».