Абалако ва Ольга Валенти новна Абалакова Ольга Валентиновна 1.2.643.3.131.1.1=120C363530333030 373032303330, 1.2.643.100.3=120B303633333639383 4333837, email=mku.dolinsk@mail.ru, c=RU, st=Сахалинская область, l=Долинский район, село Взморье, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С. ВЗМОРЬЕ ДОЛИНСКОГО РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ, givenName=Ольга Валентиновна, sn=Абалакова, cn=Абалакова Ольга Валентиновна 2022.05.06 14:39:17 +11'00' Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами при изучении курса обществознания являются: — осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в современном обществе, готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать различные социальные роли; — мотивированность к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности; — ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах морали и требованиях права, отражающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и патриотизма, гражданского мира. Метапредметные результаты изучения обществознания в старшей школе проявляются в: — умении на основе полученных в курсе знаний о качествах личности и самопознании адекватно оценивать себя: оценивать собственные способности, устанавливать уровень притязаний, ставить адекватные возможностям цели, осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутым результатом; — умении на основе изученных в курсе моделей реализации типичных социальных ролей решать проблемы, связанные с выполнением человеком определённой социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определённой местности, члена общественного объединения и т. п.); — способности анализировать с опорой на полученные знания об общественных отношениях конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям; — ключевых навыках работы с информацией, её поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества; — готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования определённого профиля; — ключевых компетентностях, сформированных в курсе и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (обобщённые способы решения учебных задач, исследовательские, коммуникативные и информационные умения, умение работать с разными источниками социальной информации). Предметные результаты изучения учебного предмета «Обществознание»: Общество как способ объединения и взаимодействия людей Выпускник научится: — раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «общество»; — устанавливать и конкретизировать примерами взаимосвязь человека и его естественной среды обитания; — описывать общество как целостную социальную систему, сферы жизни общества и социальные институты; — объяснять роль социальных институтов в жизни общества; — различать исторические типы обществ по их признакам, объяснять причины перехода от одного типа общества к другому; — раскрывать смысл понятий «общественный прогресс» и «общественный регресс», конкретизировать их примерами; — иллюстрировать фактами социальной жизни теоретические положения о многообразии путей и форм общественного развития, о критериях и противоречивости общественного прогресса; — характеризовать сущность и оценивать последствия глобализации; — обосновывать необходимость коллективных усилий для решения глобальных проблем современности; — различать в социальной информации о современном обществе факты, оценочные утверждения, гипотетические суждения. Выпускник получит возможность научиться: — конкретизировать примерами факты социальной жизни, функции общества и его подсистем, взаимосвязь подсистем общества; — оценивать возможности и риски современного общества; — выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений; — характеризовать факторы процесса глобализации в современном мире; — прогнозировать последствия влияния глобализации на различные сферы жизни общества; — анализировать социальные причины и моделировать последствия экологического кризиса; — описывать и иллюстрировать с помощью материалов средств массовой информации (СМИ) тенденции и перспективы общественного развития. Социальная и деятельностная сущность человека Выпускник научится: — объяснять специфику социального в человеке; — описывать и конкретизировать факторы социализации, типы мировоззрения; — характеризовать и классифицировать потребности человека, иллюстрировать проявления потребностей, связи потребностей и деятельности; — раскрывать с помощью примеров структуру, мотивы и конкретные виды деятельности; — моделировать практические ситуации, связанные с различными мотивами и видами деятельности людей; — находить и извлекать информацию о деятельности людей из различных неадаптированных источников; — исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя; — сравнивать формы познания, виды человеческих знаний, критерии истины, процессы познания природы и общества; — выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях, связанных с социальной и деятельностной сущностью человека. Выпускник получит возможность научиться: — характеризовать сознание человека, его структуру; — раскрывать на примерах уникальность человека как индивидуальности; — выделять основания различных классификаций видов деятельности; — выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и человека; — описывать методы научного познания; — оценивать, обращаясь к примерам, возможности индивидуальной самореализации; — исследовать практические ситуации, связанные с адекватной и неадекватной самооценкой; — объяснять роль мировоззрения в жизни человека; — показывать на конкретных примерах взаимосвязь свободы и ответственности как необходимых условий жизнедеятельности человека. Экономика — основа жизнедеятельности человека Выпускник научится: — характеризовать экономику как важную подсистему общества, обеспечивающую условия жизнедеятельности человека; — обосновывать и конкретизировать примерами взаимосвязь и взаимовлияние экономики, политики, культуры, социальной структуры; — различать уровни изучения основных проблем экономической науки; — сравнивать пути достижения экономического роста; — раскрывать причины циклического развития экономики; — объяснять механизм действия рыночного ценообразования и его влияние на экономику; — приводить примеры основных факторов производства и называть факторные доходы; — выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях, связанных с достижением успеха в бизнесе; — моделировать практические ситуации, связанные с расчётами издержек и прибыли производителем; — находить социальную информацию о моделях, состоянии и тенденциях развития экономики в адаптированных источниках различного типа и извлекать её; — раскрывать на примерах механизмы государственного регулирования экономической жизни общества; — объяснять цели и инструменты фискальной и монетарной политики; — иллюстрировать примерами деятельность различных финансовых институтов; — характеризовать виды и причины безработицы; — анализировать практические ситуации, связанные с особенностями труда молодёжи; — сопоставлять различные элементы структуры экономической культуры личности; — объяснять значение различных форм внешнеэкономических связей для эффективного развития национальных экономик; — показывать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, внешнеторговую политику государств; — обобщать полученные знания и информацию из СМИ для анализа тенденций общемирового экономического развития. Выпускник получит возможность научиться: — оценивать влияние экономики на развитие различных сфер жизни общества; — давать объективную оценку выбору способов поведения и соблюдения моральноправовых норм основных участников экономической деятельности; — анализировать и оценивать поведение потребителей и производителей с точки зрения экономической рациональности; — соотносить различные оценки экономических событий и процессов и делать обоснованные выводы; — оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь общества; — использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике экономических функций и задач современного государства в экономике; — моделировать возможные последствия негативного воздействия инфляции для экономики в целом, для различных социальных групп; — оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда; — обосновывать связь профессионального и жизненного успеха; — выполнять практические задания и решать познавательные задачи, связанные с анализом состояния и тенденций развития российской экономики; — показывать влияние происходящих в мировой экономике изменений на положение России в мире; — давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации. Политика — условие сохранения целостности общества Выпускник научится: — характеризовать политику как вид деятельности и тип социальных отношений; — называть и иллюстрировать примерами функции политической системы в обществе; — определять форму (форма правления, государственно-территориальное устройство, политический режим), классифицировать функции современного государства; — объяснять взаимосвязь и взаимовлияние правового государства и гражданского общества; — проводить классификацию политических партий, используя различные критерии; — раскрывать роль демократических выборов в политической жизни общества; — описывать типы избирательных систем; — определять функции СМИ в политической жизни общества; — различать и сопоставлять политические ценности, присущие основным политическим идеологиям; — конкретизировать и иллюстрировать примерами функции политического лидера в демократическом обществе; — объяснять причины возрастания роли политической элиты в современной политике; — различать проявления политической идеологии и политической психологии; — отбирать из различных источников социальной информации информацию о политической деятельности различных субъектов политики, систематизировать и обобщать её; — применять знания о политике для понимания политической информации и определения собственного отношения к ней. Выпускник получит возможность научиться: — обосновывать значение ценностей в политической деятельности личности, социального института, общественной группы; — показывать значение политического многообразия как одной из основ демократического общества; — давать оценку роли и деятельности общественных организаций в политической жизни современного мира; — выражать собственное отношение к деятельности СМИ в политике; — раскрывать понятие «политические ценности» и факторы формирования политических ценностей, используя элементы причинно-следственного анализа; — оценивать воздействие различных факторов и агентов политической социализации на личность; — объяснять, в чём проявляется политическая компетентность граждан при выполнении ими различных ролей в политике; — давать оценку деятельности политических лидеров в истории и в современном мире с позиций морали; — обосновывать моральные требования общества к политической элите; — аргументировать необходимость противодействия политическому экстремизму; — выражать собственную позицию по вопросу роли России в мировой политике; — применять знания о политике для определения гражданской позиции. Право на защиту человека и гражданина Выпускник научится: — называть причины возникновения права; — владеть основными правовыми понятиями и терминами, уметь раскрывать их смысл; — приводить примеры, иллюстрирующие понимание содержания правовых понятий; — указывать элементы правовой системы, раскрывать взаимосвязь элементов правовой системы; — выявлять функциональные, иерархические и другие связи внутри правовой системы; — различать нормы обычаев, морали и права, нравственные и правовые нормы, их связь с определённой системой ценностей; — анализировать, приводить аргументы, делать выводы при работе с различными источниками правовой информации; — называть источники права; — различать нормативно-правовые акты по их юридической силе в системе источников права; — характеризовать Конституцию РФ как основной закон прямого действия, иллюстрировать примерами указанные признаки Конституции РФ; — называть конституционные права и обязанности граждан, раскрывать взаимосвязь прав и обязанностей; — анализировать конкретные жизненные ситуации и с опорой на полученные правовые знания определять вид правоотношения и отрасль права, регулирующую возникшие правоотношения; — перечислять правоохранительные органы в российской правовой системе; — указывать виды деятельности, входящие в сферу компетенции права; — раскрывать значение права для современного социума и становления демократического правового государства. Выпускник получит возможность научиться: — характеризовать право как целостную систему, как достижение культуры и его значение для становления и развития цивилизации; — осознавать ценности Конституции РФ как основного закона страны; — признавать ценность прав человека и гражданина и необходимость их уважения; — ориентироваться в различных, в том числе и неадаптированных, источниках права и находить необходимую правовую информацию; — выбирать адекватные возникшей правовой ситуации способы правомерного поведения; — формулировать нравственные и правовые суждения и оценки, обосновывать их связь с определённой системой ценностей, аргументировать собственную позицию; — уметь соотносить свои действия с возможными правовыми последствиями; — использовать правовые нормы как средство защиты своих прав и прав людей, нуждающихся в правовой защите; — понимать взаимосвязь прав и обязанностей, необходимость соблюдения юридических обязанностей. Человек в системе общественных отношений Выпускник научится: — классифицировать основные группы современного общества по указанным критериям; — описывать социальное положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе; — конкретизировать с опорой на собственный опыт понятия «социальный статус» и «социальная роль»; — раскрывать причины социального неравенства; — показывать на конкретных примерах процессы социальной мобильности; — сравнивать основные виды социальных норм; — оценивать деятельность и поведение людей, собственные поступки с позиций социальных норм; — иллюстрировать примерами отклоняющееся поведение, аргументировать опасность для личности и общества негативного отклоняющегося поведения; — объяснять сущность социального контроля, иллюстрировать примерами его различные виды и формы; — характеризовать функции семьи в обществе, различать по базовым критериям основные типы семьи; — выявлять особенности гендерного поведения и воспитания; — находить социальную информацию о межнациональных отношениях в адаптированных источниках различного типа и извлекать её. Выпускник получит возможность научиться: — анализировать материалы СМИ о проявлениях негативного отклоняющегося поведения и формах борьбы с ним; — описывать и конкретизировать примерами различные пути урегулирования социальных конфликтов; — обосновывать влияние этнических факторов на развитие различных сторон жизни общества; — использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике признаков и проявлений национализма; — выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу возможностей преодоления социального неравенства; — характеризовать особенности молодёжной субкультуры; — аргументировать тезис о сохранении в современном обществе ценностей семейной жизни. Мир культуры и духовное развитие личности Выпускник научится: — раскрывать, опираясь на примеры, широкий смысл понятия «культура», связь духовной и материальной культуры; — объяснять значение понятия «диалог культур»; — показывать на примерах историческое и этническое многообразие культур, проявления народной, массовой, элитарной и экранной культур в обществе; — иллюстрировать проявления патриотизма фактами социальной жизни; — распознавать формы культуры, сопоставлять их функции и признаки; — выявлять специфику образования, науки, искусства, морали и религии как форм культуры; определять их место и значение в жизни общества и духовном развитии личности; — давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям; — характеризовать и конкретизировать примерами СМИ и их функции; оценивать значение информации в современном мире; сравнивать информационные возможности Интернета и традиционных СМИ. Выпускник получит возможность научиться: — объяснять причины и значение исторического и этнического многообразия культур; — анализировать с позиций толерантности информацию из различных источников по вопросу диалога культур; — определять и конкретизировать примерами факты социальной жизни и функции различных форм культуры; — раскрывать смысл понятий «ценности» и «идеалы», конкретизировать их примерами социальных ценностей; — характеризовать сущность гуманизма; — показывать значение свободы совести для развития человека и общества; — аргументировать необходимость нравственного поведения и собственного морального выбора; — оценивать влияние СМИ на социальную активность личности; выявлять признаки манипулирования сознанием, определять возможные способы противодействия; — выражать собственное отношение к роли самообразования и духовного развития в жизни человека; — находить формы и способы конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями и культурными ценностями. Содержание учебного предмета Общество как способ объединения и взаимодействия людей Человеческая общность. Общественные отношения. Общество как система. Связи между подсистемами и элементами общества. Единство человечества и окружающей среды. Влияние человека на биосферу. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ. Информационное общество и его особенности. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, реформа, социальная революция. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Интеграционные связи современного мира. Признаки и последствия глобализации. Глобализация и международный терроризм. Глобальные проблемы современного мира. Экологическая ситуация в глобальном мире. Экологическая ответственность. Социальная и деятельностная сущность человека Природа человека. Природное и социально-духовное в человеке. Индивид. Социализация индивида. Агенты и институты социализации. Личность. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Индивидуальность. Индивидуальные потребности. Связь потребностей и деятельности. Человеческая деятельность и её мотивы. Структура деятельности. Различные классификации видов деятельности человека. Сознание и деятельность. Творческая активность. Познание как деятельность. Формы познания. Виды человеческих знаний. Особенности научного познания. Особенности познания общественных явлений. Истина. Аспекты объективности, абсолютности и относительности истины. Критерии истины. Самопознание и самосознание. Самореализация личности. Свобода и ответственность. Экономика — основа жизнедеятельности человека Экономика как подсистема общества. Роль экономики в поддержании жизнедеятельности общества. Связь экономики с другими сферами общественной жизни. Экономика и уровень жизни. Экономическая наука. Уровни изучения экономических проблем: макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика. Экономика как хозяйство. Экономические отношения и интересы. Экономическая деятельность и её измерители. Понятие ВВП. Экономическая свобода и социальная ответственность участников экономической деятельности. Тенденции экономического развития современной России. Экономический рост и пути его достижения. Факторы экономического роста. Экономическое развитие. Экономический цикл. Основные фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Рыночная экономика. Механизм ценообразования в условиях рынка. Законы спроса и предложения. Конкуренция и монополия. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Многообразие рынков. Рынок труда. Безработица и занятость. Виды безработицы и её социальноэкономические последствия. Рынок капитала. Современный рынок. Роль и функции предпринимательства в обществе. Организационно-правовые формы бизнеса. Фирма в экономике: источники финансирования, факторы производства и факторные доходы, издержки и прибыль. Основы маркетинга. Принципы менеджмента. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Фискальная и монетарная политика. Налоговая система РФ. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Государственная политика в области занятости. Финансы и финансовые институты. Банковская система. Функции банков. Банковские операции. Инфляция: виды и причины. Последствия инфляции для экономики. Экономическая культура личности. Экономические интересы людей как отражение их экономических отношений. Деловая этика. Экономическая свобода и социальная ответственность личности. Рациональное поведение основных участников экономики. Международные экономические отношения. Мировая экономика. Международная торговля. Экспорт и импорт. Внешнеторговая политика государства и методы её регулирования. Протекционизм и свободная торговля: преимущества и недостатки. Глобальные экономические проблемы. Тенденции общемирового экономического развития. Политика — условие сохранения целостности общества Политическая власть. Политические отношения. Политическая деятельность. Субъекты и объекты политической власти. Политическая система общества. Институциональное измерение политики. Политические институты современного общества. Государство как центральный институт политической системы. Функции государства в условиях глобализации. Взаимодействие правового государства и гражданского общества. Государственная власть в РФ: политическая роль и функции Президента, высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Политическое многообразие демократического общества. Общественные объединения в политике (политические партии, общественно-политические движения). Демократические выборы. Типы избирательных систем. Избирательная кампания. СМИ как политический институт. Информационная война. Ценностное измерение политики. Ценности в политике: факторы формирования и социальная роль. Демократические политические ценности российского общества: политические свободы, права человека, гражданственность, патриотизм. Политическая социализация в современном мире. Политическая культура. Типы политической культуры. Политическая культура демократического общества. Политическое сознание как форма общественного сознания. Политическая идеология как отражение политических ценностей. Политическая психология. Человек в мире политики. Политическое участие и его формы. Политическое поведение личности и социальной группы. Социальные регуляторы политического поведения. Политические движения социальных групп и общностей. Политический экстремизм и терроризм. Политическое лидерство и политические элиты. Типы лидерства. Функции политического лидера в демократическом обществе. Политика и этика в деятельности политического лидера. Политическая элита и её функции. Моральные требования общества к политической элите. Политический процесс. Международная политика. Мировая политика. Национальная безопасность. Роль России в мировой политике. Право на защиту человека и гражданина Право и другие социальные нормы. Теории происхождения права. Причины возникновения права. Современное понимание права. Право как цивилизационный прорыв человечества. Система российского права. Элементы системы права. Нормы права. Отрасли права. Материальное и процессуальное право. Система законодательства. Международное право и его роль в правовой системе России. Конституция Российской Федерации. Конституционное право и сфера его регулирования. Структура Конституции Российской Федерации. Конституция о правах и обязанностях человека и гражданина. Взаимозависимость прав и обязанностей. Гражданин России. Что такое гражданство. Права и обязанности гражданина. Принципы гражданства в Российской Федерации. Способы приобретения гражданства. Гражданская культура. Юридическая ответственность. Личные права и юридическая обязанность. Связь характера правонарушения с видом юридической ответственности. Юридическая ответственность как необходимая мера государственного воздействия и способ защиты конституционных прав. Какие права и как защищает гражданское право. Принципы и функции гражданского права. Система гражданского права. Восстановление социальной справедливости как ведущий принцип гражданско-правовой ответственности. Административное право. Особенности и субъекты административноправовых отношений. Виды административных правонарушений. Административная ответственность. Ответственность и меры принуждения несовершеннолетних в административном праве. Семейное право. Юридическое понятие «брак». Семейное право на защите личных и имущественных прав человека. Права ребёнка под защитой норм семейного права. Особенности ответственности в семейных правоотношениях. Трудовое право. Права и обязанности работников и работодателей. Трудовой договор. Виды юридической ответственности работника и работодателя. Трудовые споры и способы их разрешения. Уголовное право. Преступления и реализация наказаний за их совершение. Преступление и его признаки. Вина и её виды. Субъекты уголовного права. Уголовная ответственность. Судебная система РФ и принципы её деятельности. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Процессуальное право. Гражданское процессуальное право. Особенности уголовного процессуального права. Цели, принципы и субъекты уголовного процесса. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международные институты на защите прав человека. Принципы международного права. Международное гуманитарное право. Человек в системе общественных отношений Структура общества. Социальная стратификация. Виды социальных групп. Этнические группы. Этнические отношения. Нация как социальная общность. Межнациональные конфликты и их причины. Основные признаки, присущие национализму. Молодёжь как социальная группа. Молодёжная субкультура. Демографическая структура современного общества. Социальное неравенство. Положение индивида в обществе. Виды социальных статусов. Социальные роли и ролевое поведение личности. Социальная мобильность, её виды. Социальные лифты. Миграционные процессы и связанные с ними проблемы. Социальные конфликты и пути их решения. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение и его виды. Социальный контроль, его элементы и формы. Типы социальных санкций. Семья как социальный институт и малая группа. Исторические типы семьи. Роль семьи в жизни личности и в развитии общества. Тенденции развития семейных отношений. Воспитание детей в семье. Гендер. Гендерные стереотипы и гендерное воспитание. Изменение роли женщины в современном обществе. Мир культуры и духовное развитие личности Общество и культура. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Духовная деятельность человека. Ценности и идеалы. Общечеловеческие ценности. Мораль. Моральный выбор. Гуманизм. Патриотизм. Образование и самообразование в современном обществе. Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Дифференциация и интеграция наук. Искусство как вид духовной деятельности человека. Роль и значение искусства в воспитании личности и развитии общества. Отличие искусства от других видов духовной деятельности человека. Религия в древнем и современном обществе. Мировые религии. Конфессии. Роль религии в культурном развитии. Свобода совести. Задача поддержания межрелигиозного мира. Информация, способы её распространения. Средства массовой информации. Тематическое планирование учебного предмета № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5 Наименование раздела Курс 10 класса Человек в обществе Общество как мир культуры Правовое регулирование общественных отношений Человек в XXI в. (Заключение) Итоговое повторение за курс 10 класса Курс 11 класса Экономическая жизнь общества Социальная сфера Политическая жизнь общества Заключение. Взгляд в будущее Итоговое повторение за курс 11 класса Итого : Количество часов всего контроль 68 7 20 2 16 2 30 2 1 1 68 26 18 22 1 1 136 1 4 1 1 1 1 11