Рабочая программа Ролной язык 10-11 класс

Абалаков
а Ольга
Валентин
овна

Абалакова Ольга Валентиновна
1.2.643.3.131.1.1=120C363530333030373
032303330,
1.2.643.100.3=120B303633333639383433
3837, email=mku.dolinsk@mail.ru, c=RU,
st=Сахалинская область, l=Долинский
район, село Взморье,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА" С. ВЗМОРЬЕ ДОЛИНСКОГО
РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ,
givenName=Ольга Валентиновна,
sn=Абалакова, cn=Абалакова Ольга
Валентиновна
2022.05.06 14:36:07 +11'00'

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


готовность и способность учащихся к личностному самоопределению, способность

ставить цели и строить жизненные планы;


готовность

и

способность

обучающихся

к

отстаиванию

личного

достоинства,

собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания,
и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;


готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в

соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.


чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе

России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;


уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой

край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);


формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской

Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;


воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в

Российской Федерации.


гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского

общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;


мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной

практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;


готовность

обучающихся

к

конструктивному

участию

в

принятии

решений,

затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.


нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,

толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том



числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости



науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении



всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности



участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное,
ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность



к

самообслуживанию,

включая

обучение

и

выполнение

домашних

обязанностей.
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в



жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД


умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи

в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.


умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.


умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности

ее решения.
Познавательные УУД


умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления



осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в



познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других



поисковых систем.
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем;



работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.


умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


формирование и развитие компетентности в области использования информационно -

коммуникационных технологий (далее — ИКТ).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится

и

использовать знания о формах русского языка при создании текстов;

письменные

высказывания,

монологические

и

диалогические

создавать устные

тексты

определенной

функционально-смысловой принадлежности и определенных жанров;


выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;



правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при

построении текста;


сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании

текста в соответствии с выбранным профилем обучения;


использовать при работе с текстом разные виды чтения и аудирования;



анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и

второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;


извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в

текстовый формат;


преобразовывать текст в другие виды передачи информации;



выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;



соблюдать культуру публичной речи;



соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,

стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;


оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;



использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и

письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Обучающийся получит возможность научиться
 распознавать уровни единицы языка предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
 анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
 отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
 использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли
и усиления выразительности речи;
 иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
 выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
 дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
 проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
 сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
 владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
 создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
 соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
 соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
 числе при обсуждении дискуссионных проблем;
 соблюдать нормы речевого поведения разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
 осуществлять речевой самоконтроль;

 совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний
о нормах русского литературного языка;
 использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
 оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс

История языка
Русистика и ее разделы. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления
развития русистики в наши дни. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль
старославянского языка в развитии русского языка. Основные этапы исторического развития
русского языка. Сведения об истории русской письменности.
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.
Пушкина. А.С. Пушкин — создатель русского литературного языка.

Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные
процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в
современной речи. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических
словарях,
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные
ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность.
Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. Современные
толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.
Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Нормы
употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм. Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие неэтикета. Этикет
Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет -дискуссии, Интернетполемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Речь. Речевая Деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала. Пути становления и истоки русского речевого
идеала в контексте истории русской культуры.
Основные риторические категории и элементы речевого мастерства. Понятие эффективности
речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к
публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и
фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство
беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое
поведение спорящих.
Текст как единица языка и речи. Признаки текста. Виды связей предложений в тексте.
Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы
текста.

11 класс
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке материальной и духовной культуры
русского и других народов. Диалекты как историческая база литературных языков.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее
повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения
и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка Русская лексика
с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в
произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари
русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста.
Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления
сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и
сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными

союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет. Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом
общении. Этапы делового Общения. Телефонный этикет в деловом общении.

Речь. Речевая Деятельность. Текст
Текст. Способы выражения темы. Заглавие. Начало и конец текста. Ключевые слова.
Синтаксис текста. Предложения в составе текста. Количество и характер предложений в тексте.
Способы связи предложений в тексте. Средства связи частей текста. Лексический повтор .
Однокоренные слова. Местоимённые слова. Союзы и частицы-союзы. Способы переработки
текста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование раздела

N

Кол-во часов

всего

10 класс

Практич.
занятия

контр.

1.

История языка.

4

1

2.

Культура речи

7

1

3.

Речь. Речевая деятельность. Текст.

6

Итого:

17

1

1

2

11 класс
1.

История языка.

4

2.

Культура речи

7

3.

Речь. Речевая деятельность. Текст.

6

Итого:

17

1

3

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».