Положение о домашнем задании

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Взморье
694090 Сахалинская область, Долинский район, с. Взморье, ул. Пионерская, 15
тел. 8(42442)94268 Email:dgo.mbousoshv@sakhalin.gov.ru

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Протокол № 5
От «06» июня 2022г.

УТВЕРЖДАЮ
И. о. директора школы
____________ О. В. Абалакова
Приказ № _____-ОД
От «06» июня 2022г.

СОГЛАСОВАНО
Советом родителей
Протокол № 5
От «06» июня 2022г.
СОГЛАСОВАНО
Советом обучающихся
Протокол № 5
От «06» июня 2022г..
ПОЛОЖЕНИЕ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет содержание, виды, объём, периодичность проверки
домашнего задания в МБОУ СОШ с. Взморье.
1.2. Положение разработано в соответствии:
• С Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утверждённым приказом Минобрнауки от 06.10.2009г. №373;
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утверждённым приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897;
• Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утверждённым приказом Минобрнауки от 17.05.2012г. №413;
• Письмом Минобрнауки России от 18.06.2015г. № НТ-670/08 «О направлении
методических рекомендаций».
2. Виды домашнего задания
2.1. Домашнее задание является частью реализации основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования и одной из форм организации
образовательного процесса. Домашнее задание – это самостоятельное выполнение
обучающимся заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого
материала, применению его на практике, развитию творческих способностей и
совершенствованию учебных умений и навыков.
2.2. Виды домашнего задания:
• Общее: домашнее задание одинакового содержания, предлагаемое всем
обучающимся класса одновременно;

•

Индивидуальное: домашнее задание для отдельных обучающихся, учитывающие
их индивидуальные особенности и уровень сформированности познавательных
мотивов;
• Групповое: домашнее задание, поручаемое группе обучающихся для совместного
выполнения;
• Дифференцированное: домашнее задание, которое ориентировано на разные
уровни овладения предметным содержанием (базовый, повышенный, творческий);
• Творческое: домашнее задание, в результате которого ребёнок создаёт
собственный текст культуры, который содержит любые знаковые системы: речевые
тексты (устные, письменные на разных носителях), результаты практических
заданий, связанных с моделированием, действиями с предметами, окружающими
ребёнка в повседневной жизни.
Домашнее задание может быть обязательным для выполнения всеми обучающимися и
дополнительным, необязательным, выполняемым обучающимся по желанию.
2.3. Индивидуальные и групповые домашние задания могут быть рассчитаны на преодоление
пробелов в знаниях обучающихся по отдельным темам, на выработку практических
умений и навыков, содержать задания повышенной трудности с целью развития
способностей обучающихся.
2.4. Творческие задания направлены на развитие общеучебных компетенций, а также
творческих способностей обучающихся. Временные рамки выполнения творческих
домашних заданий (кроссворд, ребус, модель, сообщение, сочинение, исследование,
проект) составляют не менее недели и не более одного задания в месяц на одного
обучающегося.
2.5. Дифференцированные задания предполагают самостоятельный выбор обучающимися
задания из набора заданий, предложенных учителем.
3. Требования к объёму, содержанию и сложности домашнего задания
3.1. При планировании домашнего задания учитель должен учитывать следующие параметры:
• Объём домашней работы по учебному предмету (устной и письменной_;
• Её содержание;
• Сложность предлагаемой работы.
3.2. Объём домашних заданий.
3.2.1. Домашнее задание не должно превышать 1/3 объёма классной работы по предметам с
учётом возможности их выполнения в пределах, установленных пунктом 10.30
СанПиН 2.4.2821-10:
• Во 2-м и 3-м классах – 1,5 ч.;
• В 4-м и 5-м – 2 ч.;
• В 6-м, 7-м, 8-м – 2,5 ч.;
• В 9-м, 10-м, 11-м – до 3,5 ч.
Домашнее задание по технологии, ИЗО, черчению, музыке, МХК даётся только в виде творческих
работ (кроме исследовательских работ и рефератов). Домашнее задание по физической культуре
носит рекомендательный характер в виде практических упражнений.
На выходные дни домашние задания не задаются во 2 – 5-х классах ( кроме предметов, на
изучение которых отводится 1 или 2 учебных часа в неделю).
3.2.2. В профильных 10 – 11-х классах домашнее задание обязательно задаётся по учебным
предметам, по которым обучающиеся обязательно проходят государственную
итоговую аттестацию (русский язык, математика), профильным учебным предметам и
учебным предметам, поддерживающим профиль.

Объём конкретного домашнего задания определяется учителем в соответствии с
рабочей программой по учебному предмету, профилем класса, степенью
подготовленности класса.
3.3. Содержание домашнего задания.
3.3.1. Домашние задания должны быть тесно связаны с классным занятием, по своему
содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для
подготовки следующего.
3.3.2. Домашние задания не должны быть шаблонными.
3.3.3. Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию
обучающихся, но не точной копией выполненных в классе.
3.3.4. Учителю необходимо проводить инструктаж по выполнению домашнего задания.
Необходимые разъяснения должны оставлять обучающемуся возможность творчества
в решении вопросов и задач, увеличивая интерес к заданию.
3.3.5. Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от обучающегося
умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать информацию,
устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять
усвоенные знания в новых ситуациях.
3.4. Сложность домашнего задания.
3.4.1. Домашние задания отличаются различной степенью сложности. Сложными являются
задания творческого характера, проблемные, с поисковыми задачами. Планируя домашнее
задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание является
сложным обучающемуся.
3.4.2. Творческие домашние задания можно давать только тогда, когда у обучающихся уже
есть достаточные знания и умения по учебному предмету, творческое мышление, опыт
творческой деятельности.
3.4.3. Необходимо предлагать дифференцированные задания, предоставляя обучающимся
право и возможность выбирать тот уровень заданий, который соответствует их потребностям,
интересам, способностям.
3.4.4. На выполнение творческих заданий давать не меньше недели, чтобы ученик смог
распределить свое время, избежать перегрузки.
3.4.5. При планировании домашнего задания необходимо учитывать шкалу трудности
предметов в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 (приложение 1).
4. Особенности нормирования домашнего задания при дистанционном обучении
4.1. При планировании домашнего задания учитель должен учитывать не только пункт 3.1
настоящего положения, но и нормы нахождения ученика перед монитором компьютера,
установленные пунктом 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10:
• в 1–2-м классах – 20 минут;
3.2.3.

•

3–4-м – 25 минут;

•

5–6-м – 30 минут;

• 7–11-м – 35 минут.
4.2. Сроки выдачи домашних заданий.
4.2.1. Педагог отправляет учебные задания учащимся один раз в день. Не допускается
рассылать учебные задания по отсутствующему в расписании предмету.
4.2.2. Если учебный предмет стоит в расписании один раз в неделю, то учитель должен
выслать домашнее задание в день проведения урока не позднее 17:00.
4.2.3. Если учебный предмет стоит в расписании два дня подряд или через день, то учитель
должен выслать домашнее задание в день проведения урока не позднее 14:00.
4.3. Временные рамки выполнения учащимися домашнего задания.

4.3.1. Если учебный предмет стоит в расписании один раз в неделю, то ученик вправе
выполнять его три календарных дня. Отправить выполненное домашнее задание нужно не
позднее 15:00.
4.3.2. Если учебный предмет стоит в расписании два дня подряд, то ученик должен выполнить
его в этот же день до 18:00.
4.3.3. Если учебный предмет стоит в расписании через день, то ученик вправе выполнить
домашнее задание по этому предмету на следующий день и выслать его учителю не
позднее 16:00.
4.4. Проверка домашнего задания проводится учителем согласно разделам 5 и 8 настоящего
положения.
5. Проверка и оценка домашнего задания
5.1. Проверка домашнего задания является обязательной частью урока и учитывается
учителем при планировании урока.
5.2. Периодичность проверки письменных домашних заданий определяется учителем, но не
реже нижеперечисленной:
• в классах начальной школы, 5-ом классе домашнее задание по русскому языку и
математике проверяется ежедневно;
•
•

в 6–9-х классах домашнее задание по русскому языку и математике может проверяться
выборочно, но не реже одного раза в неделю у каждого обучающегося;
в 10–11-х классах домашнее задание по русскому языку и математике проверяется
выборочно, но не реже одного раза в месяц у каждого обучающегося;

•

по всем предметам (кроме русского языка и литературы) в 5–8-х классах письменное
домашнее задание проверяется два раза в месяц, в 9–11-х классах – один раз в месяц.
5.3. Все домашние творческие письменные работы обучающихся проверяются в обязательном
порядке. Ежеурочно проверяется домашнее задание у слабоуспевающих обучающихся по
учебному предмету.
5.4. По итогам проверки письменных домашних работ выставляются оценки в тетрадь. За
выполнение письменных дифференцированных, творческих, индивидуальных, групповых
домашних работ оценки выставляются в классный журнал. По итогам проверки устных
домашних заданий оценки выставляются по усмотрению учителя.
5.5. Информация о домашнем задании фиксируется учителем в классном журнале на странице
предмета и в дневнике обучающегося в день его выдачи.
5.6. Информация об отсутствии записей о домашнем задании в дневнике обучающего или
невыполнении обучающимся домашних заданий своевременно доводится до родителей
обучающегося классным руководителем.
6. Подготовка обучающихся к выполнению домашних заданий
6.1. Подготовка обучающихся к выполнению домашних заданий проводится учителем на
уроке.
6.2. Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для обучающегося
инструктажем или разъяснением. Обучающийся имеет право задать вопросы по домашнему
заданию и во время его объяснения, и во время проверки. Различают несколько видов
инструктажа:
• обучающимся показывают, что работа над домашним заданием аналогична
проводимой в классе;
•

предложив задание, учитель сам или при помощи обучающихся выполняет несколько
упражнений, похожих на те, которые обучающиеся будут выполнять дома;

•

учитель, анализируя домашнее задание, рассматривает наиболее сложные его
элементы, предупреждает обучающихся о трудностях и возможных путях их
преодоления;

•

делает общий обзор заданного и подчеркивает самое главное (существенное). Здесь же
указывается, где кроме учебника можно найти дополнительную информацию.

6.3. Чтобы обучающиеся правильно поняли сущность задания и порядок его выполнения,
учитель должен показать образец выполнения, то есть разобрать аналогичные примеры или
первые примеры из предлагаемого упражнения учебника.
6.4. Учитель может указать время на выполнение каждого задания. Это дисциплинирует
обучающихся, формирует привычку выполнять работу в отведенное время.
7. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию на разных уровнях
образования
7.1. Требования к домашнему заданию на уровне начального общего образования:
7.1.1. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может
организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь необходимый учебный материал
на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.
7.1.2. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись
обучающимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для
большинства учащихся класса.
7.1.3. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько
легче тех, что выполнялись на уроке.
7.1.4. Содержание задания должно быть понятно каждому обучающемуся.
7.1.5. Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично
индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
7.1.6. Домашнее задание может быть общим, дифференцированным и индивидуальным.
7.1.7. Дозирование домашнего задания необходимо контролировать в соответствии с таблицей
1 (приложение 2).
7.2. Требования к домашнему заданию на уровне основного общего образования:
7.2.1. Увеличивается объем материала для домашней работы по сравнению с уровнем
начального общего образования.
7.2.2. От обучающихся требуются более разнообразные умения самостоятельной работы:
умение работать с книгой, работать с картой, делать зарисовки и пр. Наряду с учебником
обучающиеся должны использовать дополнительные источники информации (тексты
художественных произведений, научно-популярную литературу, исторические документы).
7.2.3. Домашние задания должны быть нацелены на обучение нестандартным способам
решения проблем, формирование интереса не только к результату, но и к процессу учебной
деятельности.
7.2.4. Дозирование домашнего задания контролируется в соответствии с таблицей 2
(приложение 2).
7.3. Требования к домашнему заданию на уровне среднего общего образования:
7.3.1. Домашние задания дифференцированы по двум направлениям: уровневому и
профильному.
• Уровневая дифференциация предполагает разделение класса на несколько групп в
соответствии с достижением обучающимися уровня обязательной подготовки.
Индивидуализация домашних заданий может быть достигнута путем увеличения числа
задач и упражнений для обучающихся какой-либо группы класса.
• Профильная дифференциация предполагает изменение форм выполнения домашнего
задания. Ориентация на выполнение заданий с ошибками рассуждений или записей;
рассмотрение задач с лишними или недостающими данными; создание педагогических
программных средств по информатике и другим учебным предметам (обучающие
программы, компьютерные тесты, презентации, Web-сайты и т. д.); написание стихов,
рассказов, сказок, сочинений по изучаемой теме; создание материалов для кабинета
(плакаты, стенды, наглядные пособия и т. д.).
7.3.2. Домашнее задание большего объема (домашние сочинения, рефераты, тренировочные
контрольные работы и др. аналогичные задания) в качестве обязательных заданий должны
учитываться всеми педагогами и на период их выполнения объем домашнего задания по
другим учебным предметам подлежит сокращению.
7.3.3. Наиболее трудоемкие задания как, например, подбор примеров на определенное
правило, составление схем, таблиц, необходимо давать без других заданий, обязательно с

предварительной подготовкой, а в ряде случаев – как одно из дифференцированных заданий, с
учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
7.3.4. Устные упражнения могут усложняться рядом разнообразных заданий, что увеличивает
объем работы.
8. Методика проверки домашнего задания
8.1. Домашнее задание, выполненное обучающимися, обязательно контролируется и
оценивается учителем. Каждому учителю рекомендуется:
• при помощи постоянного контроля добиваться того, чтобы у обучающихся не было
сомнений обязательно ли выполнять заданное вами домашнее задание;
•

использовать разные формы контроля, которые будут зависеть от цели, вида и
содержания домашнего задания и отношения обучающихся к его выполнению;

•

определить, что вы будете оценивать, как будете оценивать, предполагается ли за это
отметка;

•

если учениками домашнее задание не выполняется, ищите причины этого и способы
их устранить;

• если работа не выполнена в срок, она должна быть выполнена позже.
8.2. Проверка домашнего задания обучающихся первого класса проводится без балльного
оценивания.
8.3. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может
осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей),
так и в конце (если тема новая).
8.4. Время на проверку регламентировано типами урока (не более 10 минут на уроке
комбинированного типа). В целях повышения результативности проверки следует
использовать разнообразные приемы: доску, сигнальные карточки, тесты, игровые задания и
др.
8.5. При проверке устных заданий целесообразно проводить рецензирование ответов
обучающимися, которые должны выделить достоинства и недостатки ответа. Рецензирование
способствует развитию речи, учит критически мыслить и оценивать знания.
9. Контроль за характером, объемом, интенсивностью домашних заданий.
9.1. Контроль организации и дозировки домашней учебной работы осуществляется на
уровне управления Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением
«Средняя общеобразовательная школа» с. Взморье и на уровне учителя.
9.2. На уровне управления Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением
«Средняя общеобразовательная школа» с. Взморье контроль деятельности учителя, в том
числе в части организации домашнего задания, осуществляется заместителем директора по
УВР на основе настоящего положения и положения о системе оценки качества знаний по
нескольким направлениям:
• объем и степень сложности домашнего задания (проводится в соответствии с уровнем
подготовленности обучающихся);
•

своевременность фиксации домашнего задания учителем в электронном журнале;

•

соблюдения требований дозирования и организации домашнего задания;

• определения эффективности домашнего задания и перегрузки обучающихся;
Предметом контроля являются электронные журналы, дневники и тетради обучающихся. По
результатам контроля заместителем директора школы по УВР составляется аналитическая
справка о деятельности учителя по вопросам организации домашнего задания.
9.3. На уровне учителя:
9.3.1. Производится суммарный подсчет домашних заданий по всем учебным предметам за
день.
9.3.2. Методика домашних заданий должна быть предусмотрена планом урока, на это должно
быть отведено время, давать его следует до звонка, обучающиеся должны записать в
дневники.
9.3.3. Педагог должен учитывать индивидуальные способности и возможности обучающихся.

9.3.4. В классном, электронном журнале в графе «Домашнее задание» учителем
записываются: содержание задания и характер его выполнения (чтение, пересказ, заучивание
наизусть, наблюдение), страницы, номера задач и упражнений в соответствии с требованиями
к данному виду документов.
9.3.5. Учитель обязан проверять наличие записей домашнего задания и их правильность в
дневниках обучающихся. Записи домашних заданий в дневниках должны быть полными,
четкими и безошибочными.

Приложение 1
Шкала трудности предметов для 1 – 4-х классов (таблица 1)
Общеобразовательные предметы
Математика
Русский, иностранный язык
Окружающий мир, информатика
Литературное чтение
ОРКСЭ
ИЗО и музыка
Труд
Физическая культура

Количество баллов (ранг трудности)
8
7
6
5
4
3
2
1

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5–9-х классах (таблица 2)
Общеобразовательные предметы

Химия
Геометрия
Физика
Алгебра
Экономика
Черчение
МХК)
Биология
Математика
Иностранный язык
Русский язык
Краеведение
Природоведение
География
Граждановедение
История
Ритмика
Труд
Литература
ИЗО
Физическая культура
Экология
Музыка
Информатика
ОБЖ

Количество баллов (ранг трудности)
5-й
класс
10
10
9
8
7
7
6
5
4
4
4
3
3
3
2
4
1

6-й
класс
8
13
11
12
9
8
7
9
8
4
3
6
3
4
3
1
10
2

7-й
класс
13
12
8
10
8
7
10
11
5
6
9
6
2
4
1
2
3
1
4
3

8-й
класс
10
10
9
9
5
5
7
8
7
5
6
5
8
1
4
3
2
6
1
7
3

9-й
класс
12
8
13
7
11
4
5
7
9
6
5
10
4
7
2
1
7
3

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10–11-х классах (таблица 3)
Общеобразовательные Количество
предметы
баллов (ранг
трудности)
Физика
12
Геометрия, Химия

11

Алгебра
Русский язык
Литература,
Иностранный язык
Биология

10
9
8

Общеобразовательные Количество
предметы
баллов (ранг
трудности)
Информатика,
6
Экономика
История,
5
Обществознание, МХК
Астрономия
4
География, Экология
3
ОБЖ, Краеведение
2

7

Физическая культура

1

Приложение 2
Таблица 1. Дозирование домашнего задания на уровне начального общего
образования
Учебный предмет
Математика

2-й класс
Задача или 2
столбика примеров

Русский язык

15–17 слов.
Упражнение для
домашней работы
может включать не
более одного
дополнительного
грамматического
задания
Не более 1–1,5
страниц
Не более 1–1,5
страниц

Литературное чтение
Окружающий мир

3-й класс
Задача или 3–4
столбика примеров
(всего не более 16
действий)
25–28 слов.
Упражнение для
домашней работы
может включать не
более 1
дополнительного
грамматического
задания
Не более 2–2,5
страниц
Не более 2–2,5
страниц

4-й класс
Задача и 2
выражения, или 2
задачи, или задача и 4
примера
35–37 слов.
Упражнение для
домашней работы
может включать не
более 1
дополнительного
грамматического
задания
Не более 3–3,5
страниц
Не более 3–3,5
страниц

Таблица 2. Дозирование домашнего задания на уровне основного общего
образования и среднего общего образования
Учебный предмет
Русский язык

8–9-е классы
Изучение 1 параграфа
или правила из
теоретической части
и письменного
упражнения на это
правило (15–20
строк), допускается 2
письменных
упражнения без
теоретической части
Заучивание
стихотворения на дом
за 1 неделю до урока,
чтение объемных
текстов организуется
за 2 недели

10–11-е классы
Изучение 1 параграфа
или правила из
теоретической части
и письменного
упражнения на это
правило (20–30
строк), допускается 2
письменных
упражнения без
теоретической части
Сочинения по
объемным
произведениям
компенсируют объем
домашнего задания
по другим предметам.

–

Алгебра

Не более 2 правил и 3
номеров
–

Список текстов для
прочтения дается с
опережением в 1
месяц
–

Геометрия

–

Физика, химия,
информатика
История,
Обществознание,
география, биология
Иностранный язык

–

Музыка, ИЗО,
физкультура

Домашнее задание
задается только в
виде
Задания
предусматриваются
только по
обслуживающему
труду в тех случаях,
когда материальная
база кабинета не
позволяет выполнить

1 теорема и до двух
задач
Не более 3
параграфов и 2 задач
Объем определяется
изученным
материалом на уроке
Одно устное и одно
письменное задание,
задание по
домашнему чтению
дается не менее чем
за неделю
Домашнее задание
задается только в
виде
Задания
предусматриваются
только по
обслуживающему
труду в тех случаях,
когда материальная
база кабинета не
позволяет выполнить

Литература

Математика

Технология

5–7-е классы
Изучение 1 параграфа
или правила из
теоретической части
и письменного
упражнения на это
правило (8–10 строк),
допускается 2
письменных
упражнения без
теоретической части
Заучивание
стихотворения на дом
за 1 неделю до урока,
чтение объемных
текстов организуется
за 2 недели

Объем определяется
изученным
материалом на уроке
Одно устное и одно
письменное задание

Не более 2 правил и 4
номеров

1 теоретический
вопрос и до 3
номеров
До 2 теорем и 2 задач
До 2 параграфов и 2
задач
Творческие задания
даются не менее чем
за 2 недели
Одно устное и одно
письменное задание,
задание по
домашнему чтению
дается не менее чем
за неделю
–
–

урочный объем
работы

урочный объем
работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».