Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Уровень образования: основное общее образование
Классы: 5-8
Срок реализации: 4 года
Составитель: Кузнецова Г.К.

с. Взморье
2021г

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувство гордостиза свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД







Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований
корректировать свой действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации;
 развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей,
справочников, открытых источников информации и электронных поисковых
систем;
Коммуникативные УУД






умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций
и учета интересов; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты

Выпускник научится:


Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический
вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.



По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых
учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок,
пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение,
рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного
искусства знании.
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей
работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих
знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус,
мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.







По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых
учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия,
мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное
изображение, рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на
уроках изобразительного искусства знаний.
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным
особенностям;
· конструировать объекты дизайна..
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации
творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
получат знания узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения,
о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец),
по фафару (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной
росписи из Сергиева Посада, Семенова;
















об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая,
синяя);
научатся работать акварельными и гуашевыми красками;
научатся применять правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в
смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д
выражать отношение к произведению;
чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
изображать форму, строение, цвет предметов;
соблюдать последовательное выполнение рисунка;
определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы декоративных узоров;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике,
круге;
применять приёмы народной росписи;
расписывать готовые изделия по эскизу;
применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при
изготовлении игрушек.
учащиеся должны:
-знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
-знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическоезнание
традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
-знать несколько народных художественных промыслов России;
-различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных
народов и времен (например. Древнего Египта, древней Греции. Китая, Западной
Европы 17 века):
-различать по материалу, техники исполнения современные виды декоративноприкладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен,
батик);
-выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного,
классического, современного) связь конструктивных, декоративных,
изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
-знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека иобщества;
-знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь
представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения
мира в разные эпохи;
-понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного
изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
-знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление
об основных этапах оразвитие портрета, пейзажа и натюрморта в истории
искусства;
-называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах
портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.

-уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место
конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и
специфику;
-понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства,
единство функционального и художественно-образных начал и их социальную
роль;
-знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции
современного конструктивного искусства;
-конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать
архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
-моделировать в своем творчестве основные этапы художественнопроизводственного процесса в конструктивных искусствах;
-работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием
конкретных зданий и вещной среды;
-конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом
фронтальную, объёмную и глубинно- пространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета,
объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.
-освоить азбуку фотографирования;
-анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;
применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей
съёмочной практике;
-усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного
развития и построения видеоряда (раскадировки);
-усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
-осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть
способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими
учебными и домашними кино –и видеоработами;
-быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений
в искусствах кино, телевидения, видео.

Содержание учебного предмета
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают
непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и
самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение
которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение
воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления,
переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все
полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением,
формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

5 класс
Декоративно-прикладное искусства в жизни человека
Древние корни народного искусства 8 ч
Древние образы в народном искусстве
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времён в народном искусстве 8ч
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжель.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор – человек, общество, время 10ч
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке.
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
Рольдекоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире 8.
Современное выставочное искусство.
Ты сам мастер.

6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека
Виды изобразительного искусства и основы образного языка 8ч
Изобразительное искусство. Семья пространственн8чых искусств.
Художественные материалы.
Рисунок- основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объёмные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт 9ч
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет 8ч
Образ человека – главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирический образ человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве 20 века
Человек и пространство. Пейзаж 9ч
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж – большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

7 класс
Дизайн и архитектура в жизни человека
Художник – дизайн – архитектура 9ч
Архитектураи дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Мир, который создает человек
Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции,
или «Внесем порядок в хаос!».
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква – строка- текст
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем мире книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств 10
Объект и пространство
От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека 7ч
Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.

Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещьной среды интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование 8ч
Мой дом - мой образ жизни
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде,или… Под шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себе – моделируешь мир.

8 класс
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических
искусствах 8ч
Мир твоими глазами. Изображение вокруг нас
Художник и искусство театра. Искусство зримых образов
Правда и магия театра
Безграничное пространства сцены. Сценография – особый вид художественного
творчества
Сценография – искусство и производство
Танцы актерского перевоплащения
Художник в театре кукол
Спектакль; от замысла к воплощению
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных
искусств и технологий 8ч
Эстафета искусств; от рисунка к фотографии
Фотография – новое изображение реальности
Грамота фотокомпозиции и сьемки
Фотография – искусство светописи
Искусство фотопейзажа и интерьера
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа
Фотография и компьютер
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? 8ч
Фильм творец и зритель
Синтетическая природа фильма и монтажа
Художник- режиссер- оператор
Азбука киноязыка. Фильм – «рассказ в картинках»
Воплощение замысла

Чудо движения; увидеть и снять
Искусство анимации
Живые рисунки на твоем компьютере
Телевидение- пространство культуры? Экран – искусство – зритель 10ч
Телевидение. Экран – искусство – зритель
Информационная и художественная природа телевидения
Телевидение и документальное кино
Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества
Видеоэтюд в пейзаже и портрете
Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью
Современные формы экранного языка
Вечные истины искусства
Роль визуально- зрелищных искусств в жизни общества и человека
Искусство – зритель - современность
Тематическое планирование учебного предмета
№
п/п

1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.

Наименование раздела

Количество
часов

5 класс
Декоративно – прикладное искусство в жизни человека
Древние корни народного искусства
Связь времен в народном искусстве
Декор- человек, общество, время
Декоративное искусство в современном мире
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Мир наших вещей. Натюрморт
Вглядываясь в человека. Портрет
Человек и пространство. Пейзаж
7 класс
Дизайн и архитектура в жизни человека
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции –
основа дизайна и архитектуры.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных
искусств
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в
жизни человека
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и
индивидуальное проектирование
8класс
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении
Художник и искусство театра. Роль изображения в
синтетических искусствах
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция
изобразительных искусств и технологии
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

8
8
10
8

8
9
8
9

9
10
7
8

8
8
8

4.

Телевидение –пространство культуры? Экран- искусство зритель

10

Критерии оценивание
Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в
разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все
объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом
использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной
задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа
выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической
последовательности, качественно и творчески.
Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные
ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров;
обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить
ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время,
самостоятельно.
Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены
ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из
различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при
выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает
отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением
технологической последовательности;
Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет
пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными
фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном
стандарте.
Устный ответ:
Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его
своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно
и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает
незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами,
правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает
значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ
конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить
его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на
дополнительные вопросы учителя.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».