РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Уровень образования: основное общее образование
Классы: 5-8
Срок реализации: 4 года
Составитель: Кузнецова Г.К.
с. Взморье
2021г
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувство гордостиза свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований
корректировать свой действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей,
справочников, открытых источников информации и электронных поисковых
систем;
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций
и учета интересов; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
Выпускник научится:
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический
вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых
учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок,
пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение,
рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного
искусства знании.
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей
работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих
знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус,
мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых
учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия,
мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное
изображение, рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на
уроках изобразительного искусства знаний.
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным
особенностям;
· конструировать объекты дизайна..
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации
творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
получат знания узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения,
о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец),
по фафару (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной
росписи из Сергиева Посада, Семенова;
об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая,
синяя);
научатся работать акварельными и гуашевыми красками;
научатся применять правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в
смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д
выражать отношение к произведению;
чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
изображать форму, строение, цвет предметов;
соблюдать последовательное выполнение рисунка;
определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы декоративных узоров;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике,
круге;
применять приёмы народной росписи;
расписывать готовые изделия по эскизу;
применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при
изготовлении игрушек.
учащиеся должны:
-знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
-знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическоезнание
традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
-знать несколько народных художественных промыслов России;
-различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных
народов и времен (например. Древнего Египта, древней Греции. Китая, Западной
Европы 17 века):
-различать по материалу, техники исполнения современные виды декоративноприкладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен,
батик);
-выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного,
классического, современного) связь конструктивных, декоративных,
изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
-знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека иобщества;
-знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь
представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения
мира в разные эпохи;
-понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного
изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
-знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление
об основных этапах оразвитие портрета, пейзажа и натюрморта в истории
искусства;
-называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах
портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.
-уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место
конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и
специфику;
-понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства,
единство функционального и художественно-образных начал и их социальную
роль;
-знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции
современного конструктивного искусства;
-конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать
архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
-моделировать в своем творчестве основные этапы художественнопроизводственного процесса в конструктивных искусствах;
-работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием
конкретных зданий и вещной среды;
-конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом
фронтальную, объёмную и глубинно- пространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета,
объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.
-освоить азбуку фотографирования;
-анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;
применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей
съёмочной практике;
-усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного
развития и построения видеоряда (раскадировки);
-усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
-осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть
способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими
учебными и домашними кино –и видеоработами;
-быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений
в искусствах кино, телевидения, видео.
Содержание учебного предмета
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают
непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и
самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение
которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение
воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления,
переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все
полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением,
формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
5 класс
Декоративно-прикладное искусства в жизни человека
Древние корни народного искусства 8 ч
Древние образы в народном искусстве
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времён в народном искусстве 8ч
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжель.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор – человек, общество, время 10ч
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке.
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
Рольдекоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире 8.
Современное выставочное искусство.
Ты сам мастер.
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека
Виды изобразительного искусства и основы образного языка 8ч
Изобразительное искусство. Семья пространственн8чых искусств.
Художественные материалы.
Рисунок- основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объёмные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт 9ч
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет 8ч
Образ человека – главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирический образ человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве 20 века
Человек и пространство. Пейзаж 9ч
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж – большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс
Дизайн и архитектура в жизни человека
Художник – дизайн – архитектура 9ч
Архитектураи дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Мир, который создает человек
Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции,
или «Внесем порядок в хаос!».
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква – строка- текст
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем мире книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств 10
Объект и пространство
От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека 7ч
Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещьной среды интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование 8ч
Мой дом - мой образ жизни
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде,или… Под шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себе – моделируешь мир.
8 класс
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических
искусствах 8ч
Мир твоими глазами. Изображение вокруг нас
Художник и искусство театра. Искусство зримых образов
Правда и магия театра
Безграничное пространства сцены. Сценография – особый вид художественного
творчества
Сценография – искусство и производство
Танцы актерского перевоплащения
Художник в театре кукол
Спектакль; от замысла к воплощению
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных
искусств и технологий 8ч
Эстафета искусств; от рисунка к фотографии
Фотография – новое изображение реальности
Грамота фотокомпозиции и сьемки
Фотография – искусство светописи
Искусство фотопейзажа и интерьера
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа
Фотография и компьютер
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? 8ч
Фильм творец и зритель
Синтетическая природа фильма и монтажа
Художник- режиссер- оператор
Азбука киноязыка. Фильм – «рассказ в картинках»
Воплощение замысла
Чудо движения; увидеть и снять
Искусство анимации
Живые рисунки на твоем компьютере
Телевидение- пространство культуры? Экран – искусство – зритель 10ч
Телевидение. Экран – искусство – зритель
Информационная и художественная природа телевидения
Телевидение и документальное кино
Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества
Видеоэтюд в пейзаже и портрете
Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью
Современные формы экранного языка
Вечные истины искусства
Роль визуально- зрелищных искусств в жизни общества и человека
Искусство – зритель - современность
Тематическое планирование учебного предмета
№
п/п
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
Наименование раздела
Количество
часов
5 класс
Декоративно – прикладное искусство в жизни человека
Древние корни народного искусства
Связь времен в народном искусстве
Декор- человек, общество, время
Декоративное искусство в современном мире
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Мир наших вещей. Натюрморт
Вглядываясь в человека. Портрет
Человек и пространство. Пейзаж
7 класс
Дизайн и архитектура в жизни человека
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции –
основа дизайна и архитектуры.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных
искусств
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в
жизни человека
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и
индивидуальное проектирование
8класс
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении
Художник и искусство театра. Роль изображения в
синтетических искусствах
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция
изобразительных искусств и технологии
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
8
8
10
8
8
9
8
9
9
10
7
8
8
8
8
4.
Телевидение –пространство культуры? Экран- искусство зритель
10
Критерии оценивание
Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в
разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все
объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом
использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной
задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа
выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической
последовательности, качественно и творчески.
Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные
ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров;
обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить
ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время,
самостоятельно.
Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены
ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из
различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при
выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает
отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением
технологической последовательности;
Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет
пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными
фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном
стандарте.
Устный ответ:
Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его
своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно
и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает
незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами,
правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает
значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ
конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить
его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на
дополнительные вопросы учителя.