РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Уровень образования: основное общее образование Классы: 5-8 Срок реализации: 4 года Составитель: Кузнецова Г.К. с. Взморье 2021г 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордостиза свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; -осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; -развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований корректировать свой действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем; Коммуникативные УУД умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты Выпускник научится: Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое. По художественно-творческой изобразительной деятельности: знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика. Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знании. · адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; · выполнять работу по заданной инструкции; · использовать изученные приёмы работы красками; · осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; · вносить коррективы в свою работу; · понимать цель выполняемых действий, · адекватно оценивать правильность выполнения задания; · анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; · решать творческую задачу, используя известные средства; · включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений. Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое. По художественно-творческой изобразительной деятельности: знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика. Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний. · «читать» условные знаки, данные в учебнике; · находить нужную информацию в словарях учебника; · вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток; · различать цвета и их оттенки, · соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой. Учащиеся получат возможность научиться: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; · различать формы в объектах дизайна и архитектуры; · сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; · характеризовать персонажей произведения искусства; · группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; · конструировать объекты дизайна.. · выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; · участвовать в коллективном обсуждении; · выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы. Учащиеся получат возможность научиться: · выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; · быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; · договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; · строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). получат знания узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения, о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре; получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фафару (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семенова; об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя); научатся работать акварельными и гуашевыми красками; научатся применять правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д выражать отношение к произведению; чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм; сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; изображать форму, строение, цвет предметов; соблюдать последовательное выполнение рисунка; определять холодные и тёплые цвета; выполнять эскизы декоративных узоров; использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге; применять приёмы народной росписи; расписывать готовые изделия по эскизу; применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек. учащиеся должны: -знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; -знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическоезнание традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); -знать несколько народных художественных промыслов России; -различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например. Древнего Египта, древней Греции. Китая, Западной Европы 17 века): -различать по материалу, техники исполнения современные виды декоративноприкладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик); -выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора; -знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека иобщества; -знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; -понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ; -знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах оразвитие портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; -называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве. -уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; -понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль; -знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; -конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме); -моделировать в своем творчестве основные этапы художественнопроизводственного процесса в конструктивных искусствах; -работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; -конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно- пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур. -освоить азбуку фотографирования; -анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике; -усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадировки); -усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа; -осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино –и видеоработами; -быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео. Содержание учебного предмета На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти). Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. 5 класс Декоративно-прикладное искусства в жизни человека Древние корни народного искусства 8 ч Древние образы в народном искусстве Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Связь времён в народном искусстве 8ч Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжель. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор – человек, общество, время 10ч Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Рольдекоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство в современном мире 8. Современное выставочное искусство. Ты сам мастер. 6 класс Изобразительное искусство в жизни человека Виды изобразительного искусства и основы образного языка 8ч Изобразительное искусство. Семья пространственн8чых искусств. Художественные материалы. Рисунок- основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. Мир наших вещей. Натюрморт 9ч Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Вглядываясь в человека. Портрет 8ч Образ человека – главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирический образ человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20 века Человек и пространство. Пейзаж 9ч Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. 7 класс Дизайн и архитектура в жизни человека Художник – дизайн – архитектура 9ч Архитектураи дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек Основы композиции в конструктивных искусствах Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!». Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква – строка- текст Искусство шрифта. Когда текст и изображение вместе Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем мире книг и журналов Многообразие форм графического дизайна. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств 10 Объект и пространство От плоскостного изображения к объёмному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность Вещь как сочетание объёмов и образ времени. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне Роль цвета в формотворчестве. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека 7ч Город сквозь времена и страны Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещьной среды интерьера. Природа и архитектура Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование 8ч Мой дом - мой образ жизни Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаем. Пугало в огороде,или… Под шёпот фонтанных струй. Мода, культура и ты Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день. Моделируя себе – моделируешь мир. 8 класс Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах 8ч Мир твоими глазами. Изображение вокруг нас Художник и искусство театра. Искусство зримых образов Правда и магия театра Безграничное пространства сцены. Сценография – особый вид художественного творчества Сценография – искусство и производство Танцы актерского перевоплащения Художник в театре кукол Спектакль; от замысла к воплощению Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий 8ч Эстафета искусств; от рисунка к фотографии Фотография – новое изображение реальности Грамота фотокомпозиции и сьемки Фотография – искусство светописи Искусство фотопейзажа и интерьера Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета Событие в кадре. Искусство фоторепортажа Фотография и компьютер Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? 8ч Фильм творец и зритель Синтетическая природа фильма и монтажа Художник- режиссер- оператор Азбука киноязыка. Фильм – «рассказ в картинках» Воплощение замысла Чудо движения; увидеть и снять Искусство анимации Живые рисунки на твоем компьютере Телевидение- пространство культуры? Экран – искусство – зритель 10ч Телевидение. Экран – искусство – зритель Информационная и художественная природа телевидения Телевидение и документальное кино Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества Видеоэтюд в пейзаже и портрете Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью Современные формы экранного языка Вечные истины искусства Роль визуально- зрелищных искусств в жизни общества и человека Искусство – зритель - современность Тематическое планирование учебного предмета № п/п 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. Наименование раздела Количество часов 5 класс Декоративно – прикладное искусство в жизни человека Древние корни народного искусства Связь времен в народном искусстве Декор- человек, общество, время Декоративное искусство в современном мире 6 класс Изобразительное искусство в жизни человека Виды изобразительного искусства и основы образного языка Мир наших вещей. Натюрморт Вглядываясь в человека. Портрет Человек и пространство. Пейзаж 7 класс Дизайн и архитектура в жизни человека Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование 8класс Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологии Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? 8 8 10 8 8 9 8 9 9 10 7 8 8 8 8 4. Телевидение –пространство культуры? Экран- искусство зритель 10 Критерии оценивание Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески. Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно. Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности; Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте. Устный ответ: Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы. Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.