РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета Специальная адаптированная индивидуальная рабочая программа по Социально бытовой ориентировки для 7 класса Срок реализации программы 2021-2022 г Уровень образования: основное общее образование Классы: 7 Срок реализации: 1 года Составитель: Кузнецова Г.К. с. Взморье 2021г Планируемые результаты освоения учебного предмета На уроках СБО реализуется в 7 классе, конкретизирует требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционноразвивающий потенциал образования школьников с умственно отсталостью. Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда. Задачами формирования и развития БУД на уроках СБО являются: формирование мотивационного компонента учебной деятельности; овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; 10 развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога. Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо: определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся; определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов; На уроках СБО формируются следующие базовые учебные действия: Личностные: осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами, гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей, осознанно относиться к выбору профессии, понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе, соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе; Коммуникативные : вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.), дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый незнакомый и т.п.), использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; - регулятивные учебные действия: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления, осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность; Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию, использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач, использовать в жизни и деятельности некоторые Метопредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. • придание результатам образования социально и личностно значимого характера; • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью положены следующие принципы: принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип; принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы); принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области». принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества с семьёй. Технологии обучения: коррекционноразвивающего обучения; проблемного обучения; групповые технологии и коллективное творческое дело; игровые педагогические технологии; проектного метода обучения. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения, демонстрация учебных видео и кинофильмов, слайдов, презентаций способствующих формированию реальных образов и представлений. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные, так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя) методы организации практических работ. Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ. Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы. При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу Учащиеся должны знать: Личная гигиена -правила личной гигиены девушки и юноши, -виды косметических салфеток, -правила ухода за кожей лица и волосами. Одежда и обувь -особенности стирки цветного и белого белья, -правила пользования моющими средствами, -устройство стиральной машины и правила пользования ею. -санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды и стирке вручную и с помощью стиральной машины, -последовательность и особенности глаженья одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей. -назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную, -правила пользования прачечной самообслуживания. Питание -виды питания, их особенности, -значение первых и вторых блюд, -правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи. Семья -правила ухода за младшими детьми, -различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки Культура поведения -правила поведения: при встрече и расставании, правила поведения в гостях, правила поведения при вручении и приема подарков. Жилище -последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, -способы и периодичность ухода за окнами, -виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон -способы утепления окон -правила топки печки и заготовки топлива -правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия Транспорт -функции железнодорожного транспорта -тип пассажирского вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий) -примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния -виды справочных служб, камер хранения, -сроки и стоимость хранения багажа, -о сроках и месте возврата приобретенного билета, Торговля -назначение универмага и универсама -различия между ними, - за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам. -стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора, и др. подобных товаров. Средства связи -перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке -максимальный вес почтовых отправлений, -виды и способы упаковки, -виды почтовых отправлений. Медицинская помощь -меры по предупреждению переломов, -виды доврачебной помощи, -правила обработки раны и наложения повязки -меры предупреждения осложнений после микротравмы. -правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах (покой и фиксацию конечностей с помощью повязки или временной шины) Учреждения, организации, предприятия -местонахождения ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия -название цехов, отделов, рабочих специальностей, виды выпускаемой продукции. Учащиеся должны уметь: Личная гигиена -определить тип кожи и волос -подобрать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос -правильно ухаживать за лицом и волосами. Одежда и обувь -ремонтировать разорванные места одежды: различными видами штопки, накладыванием заплат -стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины, -гладить одежду и белье Питание -Пользоваться механическими и электробытовыми приборами: мясорубкой, теркой, взбивалкой (миксером), -приготовить первое и второе блюдо по рецепту из доступных по цене продуктов, -составить меню завтрака, обеда и ужина на день. Семья -ухаживать за младшими детьми, -объяснять им правила игры и играть сними в тихие и подвижные игры, -помогать младшим при уборке игрушек, -рассказывать им сказки, -петь с ними детские песенки. Содержание учебного предмета Личная гигиена Особенности личной гигиены в жизни подростка. Уход за кожей лица, волосами. Практические работы: - Мытье волос. - Подбор мыла, шампуни для мытья кожи, волос с учетом их состояния (сухие, жирные, нормальные). Одежда и обувь Виды штопки, наложение заплат. Стирка изделий из шёлка вручную. Правила глаженья белья, брюк. Прачечная. Виды услуг. Практические работы: - Ремонт одежды: штопка и наложение заплат. - Стирка мелких изделий из белой х/б ткани с помощью стиральной машины. Стирка изделий вручную (из шелка). - Глаженья белья, брюк. - Экскурсия в прачечную. Питание Виды питания. Значение и приготовление первых и вторых блюд. Использование механических и электробытовых приборов для приготовления пищи. Составление меню. Практические работы: - Приготовление щей из свежей капусты. Приготовление киселя, компота. Чтение рецептов и подбор продуктов. - Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами. Семья Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми, в соблюдении чистоты и порядка в школе, дома. Практические работы: - Оказание помощи первокласснику в одевании на прогулку. Разучивание с ними тихих и подвижных игр. - Проведение игр с младшими детьми. Культура поведения Правила приёма приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к поездке в гости. Практические работы: - Изготовление несложных сувениров. - Сюжетная игра «В гости к…» Жилище Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Уход за полом в зависимости от покрытия. Практические работы: - Сухая и влажная уборка помещения. - Мытье полов. Транспорт Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение. Виды пассажирских вагонов. Стоимость проезда. Практические работы: - Экскурсия на железнодорожный вокзал. Торговля Универмаги и универсамы, сельмаги, их назначение. Порядок приобретения и стоимость товара. Практические работы: - Экскурсия в универсам - самостоятельное нахождение указанного отдела для покупки указанного товара и по собственному желанию. Средства связи Виды бандеролей, посылок, порядок их отправления. Стоимость пересылки. Практические работы: - Заполнение бланков на отправку бандеролей, упаковка бандероли. - Определение стоимости отправления простых и ценных посылок. Медицинская помощь Виды доврачебной помощи. Обработка микротравм. Первая помощь при травмах. Лекарственные растения в домашней аптечке. Практические работы: - Экскурсия в травмпункт. Обработка микротравм. Учреждения, организации и предприятия Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности. Практические работы: - Экскурсия на ближайшее промышленное или сельскохозяйственное предпр Учащиеся должны знать: Личная гигиена -правила личной гигиены девушки и юноши, -виды косметических салфеток, -правила ухода за кожей лица и волосами. Одежда и обувь -особенности стирки цветного и белого белья, -правила пользования моющими средствами, -устройство стиральной машины и правила пользования ею. -санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды и стирке вручную и с помощью стиральной машины, -последовательность и особенности глаженья одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей. -назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную, -правила пользования прачечной самообслуживания. Питание -виды питания, их особенности, -значение первых и вторых блюд, -правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи. Семья -правила ухода за младшими детьми, -различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки Культура поведения -правила поведения: при встрече и расставании, правила поведения в гостях, правила поведения при вручении и приема подарков. Жилище -последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, -способы и периодичность ухода за окнами, -виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон -способы утепления окон -правила топки печки и заготовки топлива -правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия Транспорт -функции железнодорожного транспорта -тип пассажирского вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий) -примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния -виды справочных служб, камер хранения, -сроки и стоимость хранения багажа, -о сроках и месте возврата приобретенного билета, Торговля -назначение универмага и универсама -различия между ними, - за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам. -стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора, и др. подобных товаров. Средства связи -перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке -максимальный вес почтовых отправлений, -виды и способы упаковки, -виды почтовых отправлений. Медицинская помощь -меры по предупреждению переломов, -виды доврачебной помощи, -правила обработки раны и наложения повязки -меры предупреждения осложнений после микротравмы. -правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах (покой и фиксацию конечностей с помощью повязки или временной шины) Учреждения, организации, предприятия -местонахождения ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия -название цехов, отделов, рабочих специальностей, виды выпускаемой продукции. Учащиеся должны уметь: Личная гигиена -определить тип кожи и волос -подобрать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос -правильно ухаживать за лицом и волосами. Одежда и обувь -ремонтировать разорванные места одежды: различными видами штопки, накладыванием заплат -стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины, -гладить одежду и белье Питание -Пользоваться механическими и электробытовыми приборами: мясорубкой, теркой, взбивалкой (миксером), -приготовить первое и второе блюдо по рецепту из доступных по цене продуктов, -составить меню завтрака, обеда и ужина на день. Семья -ухаживать за младшими детьми, -объяснять им правила игры и играть сними в тихие и подвижные игры, -помогать младшим при уборке игрушек, -рассказывать им сказки, -петь с ними детские песенки. Культура поведения -культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу), -выбирать подарки, -изготовлять простые сувениры -вручать и принимать подарки. Жилище -убирать жилые помещения, -мыть зеркала и стекла, -утеплять окна, -ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства, -топить печку с учетом местных особенностей. Транспорт -ориентироваться в расписании, -приобретать билеты в железно-дорожной кассе, -обращаться за справкой в справочное бюро вокзала или центральную железно-дорожную справочную по телефону, -ознакомиться с правилами пользования железно-дорожным транспортом, Выполнять правила безопасности во время поездки в железно-дорожном транспорте. Торговля -найти нужные товары в отделах универмага или универсама, -приобретать товары с учетом необходимости в потребности их и финансовыми возможностями. Средства связи -кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова, -узнать время, -получить по телефону справку, -культурно разговаривать по телефону. Медицинская помощь -оказать первую помощь при ожоге, обморожении, -оказать первую помощь утопающему. Учреждения, организации, предприятия -обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия. Календарно – тематическое планирование № Раздел и тема урока урока 1 2 3 Особенности личной гигиены в жизни подростка. Обучающие задачи. Дата Кол- Практическая работа во часов -Знать правила личной гигиены. 1ч. Запись в тетрадь: Личная гигиена подростка. Правила и приемы Знать правила сохранения чистоты и сохранения здоровья тела. чистоты тела. 1ч. Запись некоторых данных в тетрадь Особенности ухода за -Уметь правильно кожей лица, ухаживать за лицом волосами. и волосами. 1ч. Мытье волос. 4 Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос. 5 Мелкий ремонт одежды. Заплата нашивная и декоративная. 6 7 -Уметь подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос. 1ч. Подбор мыла, шампуня для мытья кожи, волос с учетом их состояния (сухие, жирные, нормальные). -Уметь ремонтировать разорванные места одежды. -Знать санитарногигиенические правила безопасности работы колющими инструментами, электроприборами. Использование -Знать правила бытовой техники при стирки изделий из стирке белья из х/б х/б и шелковых тканей. тканей. Стирка изделий из -Особенности шелка вручную. стирки цветного и белого белья. -Знать правила пользования моющими средствами. 1ч. Ремонт одежды: штопка и наложение заплат. Правила и приемы глаженья белья. 1ч -Уметь гладить белье. -Знать последовательность и особенности глаженья одежды и постельного белья. 1ч. Стирка мелких изделий из белой х/б ткани с помощью стиральной машины. Стирка изделий вручную (из шелка). Правила и приемы глаженья брюк. 8 Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной. -Знать виды услуг, назначение прачечной, способы сдачи вещей в прачечную, правила пользования прачечной самообслуживания. -Формировать представления о разнообразии услуг. 1ч Экскурсия в прачечную, знакомство со стоимостью услуг, прейскурантом. 9 Виды питания. -Знать виды питания, их особенности, значение питания в жизни человека. 1ч. Запись в тетрадь: Виды питания. 10 Значение первых блюд. -Знать значение первых, вторых блюд. -уметь приготовить первое и второе блюдо по рецепту. Формировать знания о разнообразии пищи. 1ч. Приготовление щей из свежей капусты. Приготовление киселя, компота. 11 Значение блюд из овощей, рыбы, мяса. 12 Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени для приготовления пищи. -Знать правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи. -Уметь Чтение рецептов и подбор продуктов. 1ч. 1ч. Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами. пользоваться мясорубкой, теркой, взбивалкой (миксером). 13 Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю. 14 1ч. Составление меню. Помощь родителям по -Формировать уходу за младшими навыки по уходу за детьми. младшими детьми. -Формировать умение проводить с Разучивание и ними игры. проведение тихих и подвижных игр. 1ч. Оказание помощи первокласснику в одевании на прогулку, Разучивание с ними тихих и подвижных игр, Проведение игр с младшими детьми 16 Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Подарки. -Усвоить моральноэтические нормы поведения -Вырабатывать навыки общения с людьми. 1ч. Изготовление несложных сувениров. 17 Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа). -Формировать умение следить за своим внешним видом. -Соблюдать правила гигиены 1ч. Сюжетная игра «В гости к…» 15 -Уметь составлять меню завтрака, обеда, ужина на день, -Проявлять элементы творчества. 1ч. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Способы и средства ухода за полом. (Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линулиум, ковер) -Воспитывать желание и стремление поддерживать порядок в жилом помещении. 1ч Сухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом и уход за ним. -Воспитывать трудолюбие, аккуратность, творческое отношение к домашнему труду. 1ч Мытье полов. 20 Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзала. Расписание поездов. -Расширять кругозор о назначении вокзала, его основных службах. -Обогащать словарный запас. 1ч Экскурсия на железнодорожный вокзал. 21 Виды пассажирских вагонов. Камеры хранения багажа. -Уметь пользоваться услугами транспорта. -Закрепить правила поведения в транспорте. 1ч Выбрать вид поезда (пассажирский, скорый) и типы вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий Уточнить стоимость проезда с учетом вида поезда и типа вагона, выяснить свои возможности. 18 19 22 Универмаги и универсамы, их назначение. -Воспитывать умение пользоваться услугами магазина. 1ч. 23 Отделы магазинов. -Развивать Стоимость некоторых экономное и товаров. бережное отношение к продуктам, товарам. Порядок -Формировать приобретения товара. навыки выбор товара, приобретения рассматривание, товаров. выяснение назначения, принципа -Учить записывать действия, примерка цены на различные одежды, обуви, товары. головного убора, оплата в кассе, получение чека, сдачи. Хранение чека или его копии. 1ч Виды бандеролей. (простая, заказная, ценная, с уведомлением) Упаковка. Порядок почтового отправления. -уметь пользоваться услугами связи. 1ч. Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Уметь отправлять посылки. 1ч. 24 25 26 1ч Экскурсия в универсам самостоятельное нахождение указанного отдела для покупки указанного товара и по собственному желанию. Запись информации в тетрадь Запись некоторых данных в тетрадь Заполнение бланков на отправку бандеролей, посылки, упаковка бандероли, посылки. Определение стоимости отправления простых и ценных посылок. 27 Виды доврачебной помощи ( измерение температуры, обработка травм при микротравмах. неглубокий порез, ссадины, ушибы, укусы насекомых) -Уметь самому оказывать себе помощь. 1ч Обработка микротравм. 28 Домашняя аптечка. 1ч Запись некоторых данных в тетрадь. 29 Лекарственные растения в домашней аптечке. -Знать основные лекарственные растения и уметь приготовить настой. -Уметь оказать первую помощь при травмах, наложить повязку на рану. 1ч 30 Первая помощь при травмах: вывих, перелом. 1ч Экскурсия в аптеку. 1ч Экскурсия в травмпункт, наблюдение за накладыванием гипса при переломах. 31 Наложение повязки на рану. 32 Меры по предупреждению переломов. -Знать способы предупреждения переломов. 1ч Запись информации в тетрадь 33 Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия рабочих специальностей. -Уметь пользоваться услугами предприятия. 1ч 34 Виды выпускаемой продукции. Экскурсия на ближайшее промышленное или сельскохозяйственное предприятие для ознакомления с их деятельностью и основными профессиями. 1ч