Рабочая программа Биология 10-11 класс

Абалако
ва Ольга
Валенти
новна

Абалакова Ольга Валентиновна
1.2.643.3.131.1.1=120C36353033303
0373032303330,
1.2.643.100.3=120B30363333363938
34333837,
email=mku.dolinsk@mail.ru, c=RU,
st=Сахалинская область,
l=Долинский район, село Взморье,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
С. ВЗМОРЬЕ ДОЛИНСКОГО РАЙОНА
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ,
givenName=Ольга Валентиновна,
sn=Абалакова, cn=Абалакова
Ольга Валентиновна
2022.05.06 14:42:47 +11'00'

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета биология
Деятельность школы в обучении биологии в средней школе направлена на достижение
обучающимися следующих личностных результатов:
1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям,
исследованиям и их результатам;
2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других
людей, реализации установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового
знания в области биологии в связи с будущей
профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением
собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового
курса биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии
базового уровня являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория
Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей
изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и
животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и
многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение,
деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов,
формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах и биосфере);
• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада
биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на
организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,
наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
• приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства
живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости
сохранения многообразия видов;
• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
• решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем
скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);






















• описание особей видов по морфологическому критерию;
• выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах
своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
• сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы,
зародыша человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы
своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое
размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение человека и
возникновение жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения,
последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации,
получаемой из разных источников;
• оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
3. В сфере трудовой деятельности:
• овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и
объяснения их результатов.
4. В сфере физической деятельности:
• обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных
привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в
окружающей среде.
В результате изучения биологии выпускник научится:
характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
выделять основные свойства живой природы и биологических систем;
иметь представление об уровневой организации живой природы;
приводить доказательства уровневой организации живой природы;
представлять основные методы и этапы научного исследования;
анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных
источников.
характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании
современной естественно - научной картины мира;
знать историю изучения клетки;
иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной,
функциональной и генетической единице живого;
приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства
живых организмов;
сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и грибов) и
формулировать выводы на основе сравнения;
представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в
клетке;
проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки,
сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов;
пользоваться современной цитологической терминологией;
иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;
































обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧинфекции);
находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку
зрения;
анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных
источников.
характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен
веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии организмов;
выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных),
сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический
обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и
постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, наследственность и
изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать выводы на основе
сравнения;
понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и
изменчивости;
характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их роль в
формировании современной естественно-научной картины мира;
решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания;
пользоваться современной генетической терминологией и символикой; приводить
доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и эмбриологии;
объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные
виды мутаций;
обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания);
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения
культурных растений;
характеризовать основные методы и достижения селекции; оценивать этические аспекты
некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное
оплодотворение, направленное изменение генома);
овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять
их результаты;
находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку
зрения;
анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных
источников.
характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
понимать сущность эволюционной теории, сложные и противоречивые пути ее
становления, вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;
выделять существенные признаки биологических объектов (видов) и процессов (действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование
видов);
объяснять причины эволюции, изменяемости видов;
приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия
видов;
уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;























решать элементарные биологические задачи;
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать процессы естественного и искусственного от бора;
анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссий по обсуждению гипотез сущности и
происхождения жизни, проблемы происхождения человека;
овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и учиться
объяснять их результаты;
находить биологическую информацию в разных источниках;
анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных
источников.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по
биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать
работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить
эксперименты,
интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов,
представлять продукт своих исследований;
прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и
экологических требований;
выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов
растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач
информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
аргументировать необходимость синтеза естественнонаучного и социогуманитарного
знания в эпоху информационной цивилизации;
моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов
окружающей среды;
выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного
воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного
воздействия на экосистемы;
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной
жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в
основе которой лежит биология как учебный предмет.

II. Содержание и тематическое планирование учебного предмет биология
№
п/п

1

Наименован
ие
раздела/блок
а

Содержание раздела/блока

Количество часов
Всего Практ Контроль
ическ
ая
часть

Общая биология 10 класс

1.
Роль биологических теорий, идей, гипотез в
Биология
формировании
современной
естественнонаучной
как
картины мира. Методы познания живой природы. Роль
комплекс
биологических теорий, идей, гипотез в формировании
наук
о современной естественнонаучной картины мира.
живой
Биологические системы. Основные признаки живой
природе
природы: уровневая организация и эволюция. Основные

3

-

уровни организации живой природы.
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Роль
клеточной теории в становлении современной
естественнонаучной картины мира. Химический состав
клетки. Роль неорганических и органических веществ в
клетке и организме человека. Химическая организация
клетки. Воды и других неорганических веществ.
Сходство химического состава клеток разных
организмов
как
доказательство
их
родства.
Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых
кислот, углеводов, липидов, АТФ. ДНК — молекулы
наследственности;
история
изучения.
Уровни
структурной организации; биологическая роль ДНК.
Клеточное строение организмов как доказательство их
родства, единства живой природы. Основные части и
органоиды клетки, их функции. Доядерные и ядерные
клетки.
Методы изучения живых объектов. Биологический
эксперимент. Наблюдение клеток растений и животных
под микроскопом, их описание. Сравнение строения
клеток растений и животных.
Клеточное
ядро
—
центр
управления
жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного
ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин),
ядрышко. Кариоплазма.
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение
цитоплазмы бактериальной клетки; организация
метаболизма у прокариот. Генетический аппарат
бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы
систематики; место и роль прокариот в биоценозах.
Гены и хромосомы. Строение и функции хромосом.
Дифференциальная активность генов; эухроматин.
Вирусы – неклеточная форма жизни. Возбудители и
переносчики заболеваний.
Профилактика вирусных заболеваний в Хабаровском
крае. Способы борьбы со СПИДом.
3. Организм Сходство и различие одноклеточных, многоклеточных,
колониальных организмов. Обмен веществ и
превращения энергии в клетке — основа всех
проявлений ее жизнедеятельности. Способы питания
организмов; понятие о фотосинтезе – как одном из
процессов метаболизма; две фазы фотосинтеза;
представление о хемосинтезе. Жизненный цикл клеток.
Ткани организма с разной скоростью клеточного
обновления. Размножение клеток. Митотический цикл:
интерфаза,
редупликация
ДНК;
митоз,
фазы
митотического деления и преобразования хромосом;
биологический смысл и значение митоза. Половое и
бесполое размножение. Мейоз и оплодотворение —
основа видового постоянства числа хромосом.
Оплодотворение, его значение. Индивидуальное
развитие организма (онтогенез). Причины нарушений

2.
Клетка

10

1

1

21

1

1

развития организмов. Последствия влияние алкоголя,
никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша
человека.
Генетика
–
наука
о
закономерностях наследственности и изменчивости. Г.
Мендель - основоположник генетики. Генетическая
терминология
и
символика.
Закономерности
наследования,
установленные
Г.
Менделем.
Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий
закон Менделя — закон независимого комбинирования
признаков.
Закономерности
наследования,
установленные Г. Менделем. Хромосомная теория
наследственности. Современные представления о гене
и геноме.
Значение генетики для медицины и селекции.
Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Влияние
мутагенов
на
организм
человека.
Наследственные болезни человека, их причины и
профилактика в Хабаровском крае. Генетическая
структура половых хромосом. Наследование признаков.
Селекция. Основные методы селекции: гибридизация,
искусственный
отбор.
Применение
знаний
о
наследственности и изменчивости, искусственном
отборе при выведении новых пород и сортов.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты
развития некоторых исследований в биотехнологии
(клонирование человека).
Итого

34

2

2

2

1

1

1

Общая биология. 11 класс

2.
1. Вид

Роль биологических теорий, идей, гипотез в
формировании
современной
естественнонаучной
картины мира. История эволюционных идей. Значение
работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка. Значение
эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии.
Проведение биологических исследований: описание
особей вида по морфологическому критерию.
Популяция - структурная единица вида, единица
эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на
генофонд
популяции.
Результаты
эволюции.
Сохранение
многообразия
видов
как
основа
устойчивого
развития
биосферы.
Проведение
биологических
исследований:
выявление
приспособлений организмов к среде обитания. Данные
сравнительной анатомии, эмбриологии. Сходства и
отличия человека и человекообразных обезьян.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд
популяции. Гипотезы происхождения человека.
Эволюция человека.

2Экосистема

Среда
обитания
и
экологические
факторы.
Закономерности влияния экологических факторов на
организм. Экологические факторы, их значение в

21

13

жизни организмов. Видовая и пространственная
структура экосистем. Пищевые связи, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах.
Причины
устойчивости
и
смены
экосистем.
Проведение
биологических
исследований:
сравнительная характеристика природных экосистем и
агроэкосистем
своей
местности;
исследование
изменений в экосистемах на биологических моделях
(аквариум); Роль биологических теорий, идей, гипотез
в формировании современной естественнонаучной
картины мира. Биосфера – глобальная экосистема.
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Глобальные
экологические проблемы в Хабаровском крае и пути
их решения. Последствия деятельности человека в
окружающей среде. Правила поведения в природной
среде.
Итого

34

3

2

III. Критерий оценивания учащихся.
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1.Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного
материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов
учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1.Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи,
применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных
понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной
помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований
программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах
на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил
культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое
оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение
результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта.
В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего
места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил
работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал
неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем
наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта
провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены
ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности
не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах,
схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на
результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники

безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может
исправить даже по требованию учителя.
Оценка выполнения Биологического диктанта
«5»: выполнил 80 – 100 % заданий правильно
«4»: выполнил 60 - 80 % заданий
«3»: выполнил 30 - 50 % заданий
«2»: выполнил менее 30% заданий
«1»: нет ответа
Оценка выполнения Тестовых заданий
«5»: 80 – 100 % от общего числа баллов
«4»: 70 - 75 %
3»: 50 - 65 %
«2»: менее 50%
«1»: нет ответа
Оценка выполнения Самостоятельных работ в тетради с использованием учебника
Предлагается 3 задания. 2 задания обязательной части, 1 повышенной
сложности
«5»: выполнил все задания
«4»: выполнил обязательную часть заданий
«3»: правильно выполнил только половину обязательной части заданий
«2»: в каждом задании много ошибок (больше, чем правильных ответов)
«1»: нет ответа
Оценка выполнения Составление опорно-схематического конспекта
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» конспекты до
отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом
логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная,
индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.
Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова,
словосочетания, символы.
Критерии оценивания ОСК по составлению:
1. Полнота использования учебного материала.
2. Объём ОСК (для 8-9 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 1011 классов один лист формата А 4)
3. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между
понятиями)
4. Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения,
читаемость ОСК)
5. Грамотность (терминологическая и орфографическая)
Каждый пункт оценивается отдельно в баллах


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».