Рабочая программа Экономика 10-11 класс

Абалаков
а Ольга
Валентин
овна

Абалакова Ольга Валентиновна
1.2.643.3.131.1.1=120C363530333030373
032303330,
1.2.643.100.3=120B303633333639383433
3837, email=mku.dolinsk@mail.ru, c=RU,
st=Сахалинская область, l=Долинский
район, село Взморье,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА" С. ВЗМОРЬЕ ДОЛИНСКОГО
РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ,
givenName=Ольга Валентиновна,
sn=Абалакова, cn=Абалакова Ольга
Валентиновна
2022.05.06 14:41:11 +11'00'

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
 понимание, как устроена хозяйственная система общества и каковы основные
принципы рационального хозяйственного поведения человека;
 уважение своей и чужой собственности;
 осознание связи между экономикой, политикой, социальной и духовной сферами жизни
общества;
 понимание необходимости владения экономическими знаниями для современного
человека;
 активная жизненная позиция, умение определять цели и средства собственной
деятельности;
 готовность нести ответственность при взаимодействии с экономическими
учреждениями;
 Понимание своих прав и то, как и где их можно реализовать, уважительное отношение
к правам других людей;
 Осознание необходимости исполнения своих обязанностей в сфере экономики.
 Воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
 Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом
общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
 Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание
необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной
социализации;
 Проявление познавательной активности в экономической области
Учащиеся получат возможность для формирования:
 Экономического мышления при организации своей деятельности
 Самооценки готовности к предпринимательской деятельности, к рациональному
ведению домашнего хозяйства
 Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и
физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции
социализации и стратификации;
 Основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные
 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, оценивать
варианты решения проблемы с точки зрения эффективности и личных критериев
выбора, принимать окончательное решение и нести за него ответственность;
 Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе
требованиям и принципам
 Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
 Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей

 Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
Познавательные
 Искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая
Интернет;
 Умение решать задачи, раскрывающие типичные экономические ситуации (вычислять
на условных примерах);
 Формирование и развитие посредством экономического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
 Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
 Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность;
 Анализировать проблемную ситуацию в сфере экономики и формулировать
экономическую проблему;
 Составлять тезисы, различные виды планов, преобразовывать информацию из одного
вида в другой;
Коммуникативные
 Практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои
действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели
коммуникации, оценивать цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать
намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии
коммуникации;
 Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
 Сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции
невраждебной для оппонентов образом;
 Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных
задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических
контекстных высказываний;
 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли договариваться друг с другом и т.д.);
 Исполнять основные социально-экономические роли: потребителя, покупателя,
заемщика, наемного работника, налогоплательщика.
Предметные результаты
 Формирование системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов,
семей, отдельных предприятий и государства;
 Понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом
развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в
экономической деятельности отдельных людей и общества;
 Формирование уважительного отношения к чужой собственности;
 Формирование экономического мышления: умение принимать рациональные решения
в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивание и принятие

ответственности за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества
в целом;
 Овладение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет;
 Формирование умений различать факты, аргументы и оценочные суждения;
анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для
решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
 Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности: умение
разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
 Умение применять, полученные знания для эффективного исполнения основных
социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца,
заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);
 Способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области предпринимательства;
 Формирование знаний об особенностях современного рынка труда, владение этикой
трудовых отношений;
 Понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
Выпускник научится:
 понимать смысл основных теоретических положений экономической науки, основные
экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства;
 описывать предмет и метод экономической науки, факторы производства;
 устанавливать взаимосвязь между факторами производства и факторными доходами;
 характеризовать экономические ресурсы;
 объяснять экономические явления с помощью альтернативной стоимости;
 принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности
доступных ресурсов;
 характеризовать виды экономических систем;
 объяснять основы функционирования экономических систем;
 использовать методы, посредством которых различные в институциональном и
идеологическом плане экономические системы разрешают главные вопросы
экономики;
 различать спрос и величину спроса, предложение и величину предложения;
 объяснять закон спроса и закон предложения;
 вычислять на условных примерах величину рыночного спроса и предложения,
изменение спроса/предложения в зависимо¬сти от изменения формирующих его
факторов;
 строить графически кривые спроса и предложения и применять для экономического
анализа;
 понимать механизм рыночного ценообразования;
 описывать действие рыночного механизма;
 вычислять на условных примерах равновесную цену и объем продаж;
 объяснять экономические явления с помощью закона спроса и закона предложения;
 применять для экономического анализа графики изменений рыночной ситуации в
результате изменения цен на факторы производства, товары-заме¬нители и
дополняющие товары;
 различать виды денег;
 рационально использовать термины ликвидности и эмиссии;

 определять функции денег в современной экономике в зависимости от сложившейся
ситуации;
 определять плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег;
 различать и характеризовать виды банков, называть их функции;
 различать и характеризовать банковские депозиты;
 понимать важность изучения принципов кредитования и кредитных договоров;
 объяснять причины и виды инфляции, а также её последствия: обострение общей
социально-экономической нестабильности в обществе;
 характеризовать деятельность продавцов и покупателей на рынке труда;
 определять факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда;
 понимать механизм формирования равновесной ставки заработной платы на
конкурентном рынке труда и причины различий в условиях оплаты труда различных
категорий работников;
 определять влияние профсоюзов на заработную плату и безработицу;
 характеризовать основные способы мотивирования и стимулирования трудовой
активности работников на современных предприятиях;
 понимать механизм оформления купли-продажи на рынке труда;
 определять различные формы безработицы;
 объяснять, чем они отличаются друг от друга; понимать различие между
стопроцентной и полной занятостью;
 сравнивать/различать безработных и незанятых;
 приводить примеры методов сокращения безработицы;
 характеризовать издержки, выручку, прибыль, понятие о внутренних и внешних
ресурсах и затратах фирмы;
 отличать одни фирмы от других по основным критериальным признакам;
 характеризовать виды затрат (издержек) и прибыли фирмы;
 различать краткосрочные и долгосрочные периоды производства и связанные с этим
различия между постоянными и переменными издержками;
 объяснять структуру семейного бюджета, называть источники формирования доходов
семьи, а также закономерности изменения структуры семейных расходов;
 анализировать причины, порождающие неравенство в доходах граждан, и способы
измерения неравенства;
 определять влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов
между экономическими агентами;
 понимать государственную политику в области перераспределения доходов, ведущую к
уменьшению неравенства в обществе;
 характеризовать меры социальной поддержки семей;
 обзорно рассматривать процесс государственного регулирования экономической
деятельности и роль правительства в защите экономических свобод и конкуренции как
фундаментальных элементов рыночной экономики;
 понимать основные направления государственного регулирования экономической
деятельности;
 характеризовать внешние эффекты производственной и потребительской деятельности,
а также общественные блага.
 Ученик получит возможность:
 анализировать проблемы современной экономики, используя информацию источников
различного типа;
 понимать механизм налогообложения в Российской Федерации;
 понимать и объяснять, как формируется и расходуется государственный бюджет;

 характеризовать показатели и факторы ускорения экономического роста;
 различать модели экономического роста и приводить примеры экстенсивного и
интенсивного роста экономики.
 понимать значимость экономического роста и развития для государства;
 оценивать значение «человеческого капитала» для экономического роста;
 формулировать принципы абсолютного и относительного преимуществ
международной торговли;
 выполнять сравнительный анализ достоинств и недостатков импорта товаров;
 высказывать своё мнение по вопросу проводимой в стране «политики
протекционизма».
Выпускник получит возможность научиться:
 закрепить понимание специализации и необходимости обмена деятельностью между
экономическими агентами с помощью решения ситуативных задач;
 иллюстрировать проблему выбора, используя кривую производственных возможностей
общества;
 использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной
жизни для исполнения типичных экономических ролей;
 получить навыки групповой работы при составлении схем и таблиц;
 оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
 развивать умения сравнивать, выделять общее и особенное;
 формулировать конкретные методы, посредством которых различные в
институциональном и идеологическом плане экономические системы разрешают
основные вопросы экономики;
 решать познавательные и практические задачи, связанные с жизненными
экономическими ситуациями;
 развивать навыки аналитического и творческого мышления;
 использовать полученные знания и навыки для решения практических задач, связанных
с жизненными ситуациями;
 рассмотреть взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим уровнем цен,
используя уравнение количественной теории денег Фишера;
 овладеть приёмами расчёта банковского процента по кредиту;
 использовать полученные знания и навыки для решения практических задач, связанных
с жизненными ситуациями;
 вычислять на условных примерах спрос фирмы на труд;
 рассмотреть особенности безработицы в России на современном этапе;
 решать ситуативные задачи по закону Энгеля;
 анализировать материалы СМИ;
 анализировать проблемы современной экономики, используя информацию источников
различного типа;
 работать с источниками экономической информации, с использованием современных
средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
 самостоятельно изучать теоретический материал с фиксацией главных опорных
моментов;
 обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
 критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из
разных источников, формулировать на этой основе собственные заключения и
оценочные суждения.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Главные вопросы экономики

Теоретические сведения. Понятие об экономической науки, микро и макроэкономике,
круг изучаемых ими проблем. Основы хозяйственной жизни человечества. Потребности
людей и их виды. Ограниченность экономических ресурсов. Основные виды
ограниченных ресурсов человека. Даровые (свободные) и экономические (ограниченные)
блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы
специализации. Понятие о производительности труда. Причины возникновения торговли
и ее экономическое значение.
Тема 2. Типы экономических систем
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения.
Традиционная экономическая система. Частная собственность как основа рыночной
экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей.
Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. Командная
система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической
системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в
смешанной экономической системе.
Тема 3. Силы, которые управляют рынком
Понятие о спросе. Факторы формирования величины и эластичности спроса и ее значение
для продавцов. Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения.
Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов. Как работает рынок.
Тема 4. Как работает рынок
Формирование рыночных цен. Как работает рынок. Типы рыночных ситуаций: дефицит,
затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной
цене. Механизмы формирования рыночного равновесия. Что такое розничная и оптовая
торговля.
Тема 5. Мир денег
Причины изобретения денег. Виды денег. История возникновения бумажных денег.
Понятие об эмиссии денег. Современная структура денежной массы. Деньги как средство
обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и
причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как
средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.
Тема 6. Банковская система
Причины появления и виды банков. Причины кредитования. Роль Центрального банка.
Тема 7. Человек на рынке труда
Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда как
товара. Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса
на рынке труда. Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами
изготовляемой продукции. Факторы, формирующие предложение на рынке труда. Ставка
заработной платы как равновесная цена труда.
Тема 8. Социальные проблемы на рынке труда
Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда.
Почему возникают профсоюзы и какую они роль играют в экономике. Прожиточный
минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура системы заработной
платы. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста
производительности труда.
Тема 9. Экономические проблемы безработицы
Экономические проблемы безработицы. Понятие о безработице и критерии признания
человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их
возникновения. Неполная занятость в России. Полная занятость и ее границы. Понятие о
естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и
трудности их использования в условиях России.
Тема 10. Что такое фирма и как она действует на рынке
Что такое фирма и как она действует на рынке. Причины возникновения фирм.

Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству. Понятие о
внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и
экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы.
Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты.
Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации рынка на
положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении монополизации
рынков. Предприниматель и создание успешного бизнеса. Кто такой предприниматель и
чем он отличается от менеджера. Почему не все новые фирмы оказываются успешными.
Условия бизнес – успеха. Менеджмент. Маркетинг.
Тема 11. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его
последствия
Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия. Источники
доходов семей в странах с различными типами экономических систем. Изменение
структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Закон
Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития
страны. Понятие о номинальных и реальных доходах
семей. Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для
обеспечения экономического развития страны. Страхование. Неравенство доходов и
неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические
последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в
экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы
как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки
беднейших групп общества.
Тема 12.Экономические задачи государств
Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы,
участвующие в регулировании экономической жизни страны. Понятие о слабостях
(провалах) рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации
слабостей рынка. Понятие об общественных благах. Роль налогообложения в
формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов
продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в
России
Тема 13. Государственные финансы
Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние
на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды
налогов, применяемые в России. Государственный бюджет.
Тема 14. Экономический рост
Экстенсивный и интенсивный рост. Экономические проблемы тревожащие человечество в
XXI веке.
Тема 15. Организация международной торговли
Глобальные экономические проблемы. Экономические причины международной
торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют.
Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики
России. Экономическая политика Росси. Проблемные ситуации.
Тематическое планирование учебного предмета
№ п/п Наименование тем
Количество часов
всего
контроль
1
Главные вопросы экономики
2
2
Типы экономических систем
2
3
Силы, которые управляют рынком
2
4
Как работает рынок
2
5
Мир денег
2
6
Банковская система
2
-

7
8
9
10
11

Человек на рынке труда
Социальные проблемы рынка труда
Экономические проблемы безработицы
Что такое фирма и как она действует на рынке
Как семьи получают и тратят деньги
Неравенство доходов и его последствия

2
2
2
2
3

-

12
13
14
15
16
17

Экономические задачи государства
Государственные финансы
Экономический рост
Организация международной торговли
Экономическое устройство России
Итоговая работа
Итого:

2
2
2
2
1
2
34

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».